|
||
|
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (далее — граждане); гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях. Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе", а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе». Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. При этом такие граждане проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов. Чертановской межрайонной прокуратурой города Москвы в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, осуществляется прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отделе объединенного военного комиссариата города Москвы по Чертановскому району ЮАО города Москвы, а также на предприятиях, организациях, расположенных на поднадзорной территории. С 1 октября 2010 г. проводится осенний призыв, в период которого, как и в предыдущие призывы, прокуратурой на постоянной основе из военного комиссариата истребуются сведения о ходе проведения оповещения, призыва и отправки в войска граждан. Участие в проведении совещаний по вопросам призывной кампании с представителями органов внутренних дел, управ районов и муниципалитетов, а также в призывной комиссии — немаловажное направление надзора. В этот период, как правило, повышается активность граждан, которые обжалуют действия должностных лиц военного комиссариата, а именно — решение призывной комиссии. По результатам рассмотрения таких жалоб и обращений в текущем 2010 г. начальнику отдела объединенного военного комиссариата города Москвы по Чертановскому району ЮАО города Москвы прокуратурой объявлено четыре предостережения о недопущении нарушений закона. При выявлении в ходе проведения проверок Чертановской межрайонной прокуратурой города Москвы факта уклонения от исполнения воинской обязанности гражданином материал для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направляется в СО по Чертановскому району СУСК при прокуратуре РФ по городу Москве. В 2010 г. по результатам рассмотрения таких материалов возбуждено пять уголовных дел по части 1 статьи 328 УК РФ. Необходимо знать, что ответственность за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 328 УК РФ, наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву. Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины. Получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана также квалифицируется как уклонение от призыва на военную службу. Очень важный момент — это оповещение призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Необходимо отметить, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами. В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения). Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу образует состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ. Старший помощник Чертановского межрайонного прокурора города Москвы В.Ю. Зецер |
|
|