Сегодня все большее распространение получает такой социальный феномен, как вторичное сиротство, которое появляется после отказа опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей. Такой поступок взрослых всегда вызывает нравственную и психическую деградацию ребенка. Вторичное сиротство имеет и другое значение — это отказ выпускников государственных учреждений для детей-сирот от воспитания своих детей.

«Вторичное сиротство» появилось в России наряду с массовым проявлением другой общественной аномалии — «социального сиротства» детей, когда ребенок остается сиротой при живых родителях, которые не желают за ним ухаживать.

Причинами социального сиротства являются такие проблемы, как падение жизненного и культурного уровня в некоторых слоях российского общества, трансформация семейных ценностей и смещение приоритетов не в пользу семьи.

Причины же вторичного сиротства — в отсутствии государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей, а также адекватной системы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений в социум. Анализ архивных документов одного из московских приютов позволил проследить динамику развития данного феномена — вторичного сиротства. Сначала это были случаи повторного изъятия детей из неблагополучных семей после их пребывания в приюте и возвращения домой. В 1997 г. эти случаи составили 20% от всего числа детей, поступивших в приют за год. В 1999 г. их число составляло уже 50% от количества возвращенных в биологическую семью за год. В то же время резко упало число детей, переданных под опеку родственникам.

Согласно результатам исследования 1999 г. стал пиком массовых отказов биологических семей от воспитания собственных детей. Социальноэкономический кризис в российском обществе того периода, отсутствие социальных систем поддержки населения спровоцировали неудержимый рост социального сиротства. До 1999 г. государство видело свою основную задачу в срочном разрешении проблем беспризорных детей, которую решало за счет перепрофилирования целого ряда учреждений в приюты для несовершеннолетних, из которых по истечении 6 месяцев пребывания дети возвращались в биологические семьи или в семейное окружение через оформление родственной опеки. Но отсутствие государственной системы по предотвращению семейного неблагополучия и как следствия — социального сиротства, системы помощи и поддержки кризисной семьи, системы эффективного контроля за семьями, принявшими на воспитание детей, — создали предпосылки для дальнейшего развития явления вторичного сиротства.

Дети чаще всего попадают в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим причинам:

• отказ матерей от новорожденных и малолетних детей;

• смерть родителей;

• побег из дома, государственного учреждения;

• беспризорность, безнадзорность;

• госпитализация родителей на длительный срок;

• нахождение родителей в местах лишения свободы;

• изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства в случаях угрозы для их жизни и здоровья;

• отказ (отмена) усыновления, опеки (попечительства);

• ограничение родителей в правах (до установления статуса сироты);

• ограничение родителей в правах по медицинским показателям до совершеннолетия детей;

• лишение родителей родительских прав.

Из перечисленных выше причин практически утратила свою актуальность на сегодняшний день категория «беспризорные», которая была основной в 1990-е гг.

К семьям группы риска по социальному сиротству следует отнести:

• кризисные семьи (развод родителей, утрата жилья, смерть главы семьи, родители-инвалиды и др.);

• асоциальные семьи (зависимые от алкоголя, наркотиков, семейное насилие и др,);

• аморальные семьи (криминальные).

Анализ личных дел воспитанников детского дома № 32 города Москва за период с 1995 по 2008 г. позволил сделать вывод, что основным «поставщиком» социальных сирот стала неполная семья.

К социально-демографическим факторам, инициирующим процессы социальных отклонений, к которым относятся социальное сиротство, вторичное сиротство, следует отнести экономическую нестабильность института семьи, изменение семейных ролей, ответственности за воспитание детей, моральных норм, первичной социализации ребенка в семье. Родители утратили связь с детьми-подростками, не являясь для них авторитетом и примером для подражания.

Претерпели негативные изменения институты воспитания, образования. Еще в 1980-х гг. в феминистической литературе было подмечено, что происходит путаница между стремлением обоих полов к равноправию и автономии, которыми воспользовались в полной мере мужчины, освободив себя от традиционных мужских обязанностей: экономической поддержки семьи, сексуальной верности и эмоциональной преданности. Получившие распространение ценности индивидуализма, гедонизма, потребительства вытеснили ранее главенствующие семейные ценности: дети, верность, брак.

Алкоголизм, которым болеют многие родители, является основной причиной родительской несостоятельности, причем семья окончательно разрушается, когда деградирует мать. Алкоголизм родителей влечет за собой невыполнение родительских функций по уходу, защите, воспитанию детей, и даже насилие.

Социологическое изучение причин сиротства показало, что около 30% детей в домах ребенка относятся к разряду «подкидышей». Около 60% являются так называемыми «отказными» из малообеспеченных семей и семей матерейодиночек. Родители аргументируют свой отказ тяжелым материальным положением, молодые матери — отсутствием материнских чувств. Общеизвестно и неоспоримо, что дети должны воспитываться только в семье, лучше всего — в родной, биологической, при невозможности устройства под опеку в социально благополучные семьи родственников — в замещающей семье. Но для того чтобы дети остались в родных семьях, государством делается ничтожно мало.

Опасение вызывает тот факт, что основным направлением стимуляции развития института замещающей семьи со стороны государства стали, к сожалению, материальные стимулы.

Изучение феномена вторичного сиротства в силу особой непопулярности этой темы в период развернутой государственной кампании по тотальной передаче детей-сирот на воспитание в семьи становится для нас, специалистов, работающих с детьми-сиротами, очень важным направлением в деятельности. Задача не в том, чтобы раскритиковать или беспрекословно одобрить кампанию, нужно сделать все, от нас зависящее, чтобы защитить наших детей от травм, разочарования и более серьезных бед. Отказ приемных родителей от детей — явление, носящее сегодня скрытый характер, все регионы стараются замалчивать факты отказов и, как в советское время, спешат отчитаться о 100процентном закрытии детских домов из-за отсутствия сирот. Причины отказа от детей, указанные семьями при расторжении договора о патронатном воспитании, — психологическая несовместимость, невыполнение условий договора сторонами, дурная наследственность приемных детей, достижение возраста совершеннолетия детьми. Все данные свидетельствуют о том, что с развитием патронатного воспитания в предлагаемой сегодня форме снизились показатели постоянного семейного устройства детей-сирот, то есть детей стали меньше усыновлять и оформлять опеку (попечительство). Среди кандидатов, которые совсем недавно заявляли о своем желании усыновить ребенка, все чаще берут верх корыстные мотивы и нежелание брать полноту родительской ответственности за приемного ребенка.

С 2007 г. патронатное воспитание в учреждении в экспериментальном режиме используется лишь как промежуточная форма, то есть договор о передаче на патронат заключается с семьей (в зависимости от возраста ребенка и его истории) только на период адаптации — 6 месяцев — 1,5 года, с дальнейшим изменением статуса патронатной семьи на более ответственный и самостоятельный — оформление усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи. Эта практика дала положительный результат: позволила изменить мотивацию родителей с попытки просто попробовать себя в новой роли на желание принять ребенка на воспитание в семью со всей полной ответственностью за его судьбу.

В то же время в учреждении появилась еще одна разновидность патронатного воспитания: интегративный патронат, то есть передача на воспитание в мотивированные замещающие семьи подростков перед выходом из учреждения в возрасте 16–17 лет. Проживание в замещающей семье дает возможность подростку адаптироваться, научиться самостоятельно принимать решения в жизни, знать не только о своих правах, но и выполнять все обязанности в семье, стать ее частью, увидеть семейные роли, нормальные отношения между членами семьи. Это впоследствии поможет построить собственную семью. В рамках исследования феномена вторичного сиротства в силу особой общественной значимости и серьезности последствий данного явления для общества нами поставлена задача выявления частоты отказов от приемных детей, причин и возможности повторного устройства этих детей в другие семьи. Подростковый период в развитии ребенка оценивается родителями как наиболее сложный, а учеными — как один из нормативных кризисов в развитии семьи.

С законодательной позиции «социальный возраст» ребенка-подростка постепенно снижался в сравнении с советским периодом. Это касается обязательного уровня образования, возраста, с которого появляется право работать, вступать в брак и т. п. Одновременно не было сформирована система социальной помощи для интеграции подростков, молодежи во взрослую жизнь. Особыми проблемами стало употребление спиртных напитков, курение, раннее начало половой жизни, раннее рождение детей и вступление в брак.

Как правило, отказываются от приемных детей в подростковом возрасте или при выявлении у приемного ребенка психических отклонений в развитии. Как показало наше исследование, от девочек отказываются в 65% случаев от всего числа оформленных отказов. Категории детей-сирот, которые дают согласие на воспитание в замещающей семье:

• сироты;

• отказные и подкидыши;

• социальные сироты — жертвы семейного насилия;

• социальные сироты, с которыми семейное окружение не поддерживает отношений;

• дети-сироты с девиантным и деликвентным поведение.

При этом дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также сироты, чьи родители умерли, но есть родственники, поддерживающие связь с детьми, как правило, отказываются от перехода в чужие семьи, в 100% случаев предпочитают вернуться в родную семью или семьи родственников. Дети, которые пережили отказ от них приемных родителей, отмену опеки, усыновления, предпочитают остаться в детском доме до совершеннолетия.

Дети бывших сирот, воспитанников детских домов в большей степени, чем кто-либо, подвержены риску вторичного социального сиротства. Причины этого не столько материальные, сколько психологические — для того чтобы девочка стала в будущем примерной матерью, необходимо, чтобы хотя бы в раннем детстве у нее была первоначально сформирована глубокая эмоциональная привязанность к матери.

Не секрет, что большинство кандидатов на любую из форм семейного устройства сирот хотят взять на воспитание детей не старше 2 лет, здоровых, не имеющих родственных связей. В то время как сегодня воспитанники детских домов — преимущественно подростки в возрасте от 10 до 17 лет, 95–97% из них — социальные сироты, то есть их родители лишены родительских прав. Все подростки, поступающие в государственные учреждения, имеют сформировавшийся характер, вредные привычки, педагогическую запущенность, многие — криминальный опыт. Налицо расхождение между желанием будущих приемных родителей и реальной ситуацией. Первая причина отказов от воспитания детей — неумение приемных родителей справляться с девиантным поведением подростков-сирот.

Если ребенок живет в государственном учреждении более 3 лет, у него формируется инфантилизм, социальное иждивенчество, нежелание работать, учиться. Подростки, дающие согласие на воспитание в замещающей семье, — это сироты, не имевшие опыта проживания в семье, отказные или дети, попавшие в учреждение в раннем возрасте, которым хочется попробовать жизнь в семье и которых привлекает свобода и возможность выбора, отсутствие жесткого контроля и регламентирования их жизни. Привыкшие жить «на всем готовом», они, как правило, начинают сопротивляться приемным родителям, пытающимся приучить их к самостоятельности, ответственности за свои поступки, самообслуживанию, необходимости считаться с мнением и потребностями других людей, к выполнению обязательных правил и обязанностей. Это вторая причина отказов от приемных детей.

У всех сирот, за редким исключением, есть родственники, и практически все они поддерживают отношения с детьми: некоторые приходят в учреждение навестить детей, другие оформляют разрешение в органах опеки и забирают детей на выходные. Детей в семьи они не забирают, потому что это невыгодно (у сирот очень много льгот), и в то же время далеко от себя не отпускают. Вот такой преступный эгоизм. Дети остаются воспитанниками детских домов, а потенциальные приемные родители, которые могли бы взять ребенка, пока он мал и не втянулся в жизнь «сироты», не могут сделать этого, потому что родственники против его устройства в чужую семью. Это третья причина.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, в большинстве своем рождены алкоголиками, наркоманами, асоциальными элементами, несовершеннолетними, которые всячески пытались до родов избавиться от беременности. Значит, абсолютно здоровых детей среди сирот нет. Особая проблема — психопатологии, депрессивные состояния у детей вследствие расставания с семьей, таких детей среди сирот более 30%. Таким образом, семьи, которые приняли решение взять ребенка на воспитание, должны быть готовы к трудным ситуациям, с которыми им неизбежно придется встретиться, поэтому необходим отбор кандидатов, их психолого-педагогическое обследование, обучение в профессиональных службах и обязательное сопровождение замещающих семей до совершеннолетия детей.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Сегодня государственным приоритетом является защита прав и интересов детей-сирот. Государство защищает ребенка от родной семьи, не предоставляя ей реальных механизмов реабилитации, возврата ребенка в семью, помощи в получении социального жилья, адекватного уровня материальной поддержки в период кризиса, профессиональной помощи и адекватного социального контроля.

Кроме того, родители, лишенные родительских прав, не теряют ничего. Закон города Москвы № 61 от 2007 г. предписывает предоставить отдельное жилье сиротам, в случае если на жилплощади, закрепленной за ребенком, прописаны родители, лишенные родительских прав, опекуны, усыновители, при отмене усыновления и опеки. Желание защитить интересы детей в то же время создает механизм улучшения жилищных условий для неблагополучных, асоциальных и криминальных семей. Более действенной мерой было бы выселение из жилья, закрепленного за ребенком, родителей, лишенных родительских прав, и предоставление им социального жилья в виде койки в общежитии.

Сироты получают возможность становиться на биржу труда и получать пособие по безработице, которое развращает молодых людей. Было бы опять же целесообразнее из государственных средств доплачивать до среднего уровня заработной платы, сложившейся в регионе, всем молодым людям (не только сиротам), которые начинают трудовую деятельность и в силу отсутствия стажа работы, квалификации, низкого разряда не могут обеспечить себе прожиточный уровень. В результате сироты рассматриваются в качестве социальных инвалидов, которыми, как правило, и становятся, дезадаптированных личностей, не приученных к труду, преодолению трудностей, без жизненных планов и перспектив.

Кроме того, государство беспомощно в правовом плане в отношении обязательного взыскания алиментов с родителей, лишенных родительских прав. В состав педагогической системы воспитания в государственных учреждениях обязательно должны входить производства, на которых подростки получали бы трудовые профессиональные навыки, зарабатывали деньги на карманные расходы, учились понимали цену деньгам и государственным гарантиям.

Нет системы воспитания высших чувств у сирот — сопереживания, сострадания, воспитываются лишь иждивенчество и исключительность.

Вообще существует резкое противоречие требований социальной адаптации (самообслуживание, самостоятельность, самообеспечение, социальная и правовая зрелость и др.) с требованиями и правилами государственных служб и инспекций, предъявляемыми к работе с воспитанниками в государственных учреждениях: СЭС, Роспотребнадзора, Госпожнадзора и др. Запрещено самостоятельное приготовление пищи, использование труда подростков по самообеспечению и многое др.

Главный специалист отдела опеки и попечительства Е.В. Чернова