|
ЗВОНОК
НА УРОК
МАСТЕРА
СВОЕГО ДЕЛА
Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних знаний
недостаточно, необходимо научиться мыслить и действовать профессионально, ведь воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Это не только передача накопленного опыта, знаний, умений, способов мышления, нравственных и этических норм от старших поколений к младшим, но и такое воздействие на ребенка, которое позволяет формировать у него определенные взгляды, убеждения, готовить его к жизни. Важно помнить, что такое воздействие способно принести свои плоды, если оно осуществляется не отдельным учителем, но совместными усилиями всех педагогов, родителей и детей старшего возраста по отношению к младшим.
Средняя общеобразовательная школа № 549 представляет собой единое целое, в основе которого лежит тесное сотрудничество педагогов и их воспитанников. Мы побеседовали с
заместителем директора по учебно-воспитательной работе Татьяной Александровной Шкварун.
— Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей школе, о системе воспитания в ней.
— В школе я работаю давно и помню те дни, когда это было рядовое учебное заведение. Но семь лет назад все изменилось. Это было связано с приходом в школу нового директора Татьяны Николаевны Конопля. Сменилась вся школьная администрация, и все заместители директора школы — это не просто люди, занимающие свои должности, а прежде всего единомышленники. С приходом Татьяны Николаевны началось становление школы как многопрофильного учебного заведения. У нас осуществляется целенаправленная подготовка детей к взрослой жизни, к специальности, которую они выбирают. Но школа — это не просто место, где проводят уроки. Уже несколько лет школа для нас — это содружество учителей, родителей и детей. По нашему мнению, педагогическая деятельность может осуществляться только в тесном взаимодействии и сотрудничестве учителей и родителей. Кроме того, важно, не только вкладывать в детей знания, но научить ребенка самостоятельно искать и получать их. Мы просто помогаем детям учиться, даем им то, к чему они стремятся. Поэтому основным принципом нашей школы является большая, по сравнению с другими школами, самостоятельность детей.
— В чем же это выражается?
— Мы считаем, что дети вправе и должны участвовать в решении тех или иных вопросов управления школы. 12 ноября состоится первое заседание Управляющего совета школы, в который входят как учителя и родители, так и ученики. Этот Совет будет заниматься организацией всех вопросов жизни школы, в том числе распределением финансовых средств, определением методик, по которым будет вестись обучение. Но чтобы прийти к этому, в школе необходимо было создать определенные условия. Отрадно, что в свое время родители повернулись лицом к школе, появился интерес к тому, как и чем она живет, к методикам преподавания и системе образования в целом. Сейчас уже трудно представить управление школой без активного участия в решении каждого круга вопросов родителей, а самое главное, детей. Кроме того, по уже сложившейся традиции каждый год в сентябре в нашей школе проводится День самоуправления, когда сами ребята становятся администрацией школы: из числа учащихся выбираются директор школы, его заместители, учителя, библиотекарь, назначаются охранники, гардеробщицы. Детям это нравится, воспитывает в них самостоятельность, позволяет по-другому взглянуть на школьную жизнь. Каждому хочется оказаться на месте учителя, поэтому больше двух уроков провести не удается.
— Отличаются ли методы преподавания в вашей школе от методов, принятых в других школах?
— Недавно у нас появился второй компьютерный класс, что стало возможным благодаря выделенным округом средствам. Теперь многие уроки, в том числе геометрия, русский язык, проводятся с помощью информационных технологий. Для этого ребята сами разрабатывают программы, создают свои творческие проекты. Важным направлением нашей работы мы считаем нравственное воспитание детей. У нас существует договор с РАН по экспериментальной работе «Непрерывное нравственное образование в школе». Так, проводилось исследование сущности красоты. Было положено начало проекту «Прометей» — о людях высокого духа, которые своим трудом послужили человечеству. Ребята собирают информацию, рассматривают поступки людей с точки зрения нравственности. Но важно не только предоставить ребятам полный объем информации, необходимо, чтобы они приобрели опыт взаимоотношений между людьми. И нам кажется, что ребята за последнее время очень выросли в этом плане. Кроме того, они проводят различные научные исследования, и в апреле в школе традиционно проходят научно-практические конференции, по итогам работы которых особо отличившимся вручаются значки «Интеллектуал школы № 549».
— В Москве существует много школ с углубленным изучением различных предметов. По каким направлениям осуществляется подготовка в вашей школе?
— По статусу наша школа — обычная общеобразовательная, но с приходом нового директора появились лицейские классы, в которых по договоренности с МИРЭА и Станкином два профессора и четыре доцента ведут целенаправленную подготовку ребят в эти учебные заведения. Но школьники не только готовятся к поступлению в вузы, а занимаются научной и исследовательской работой, выезжают в компьютерный лагерь в Дубне, участвуют в работе компьютерного центра им. Волокитина.
Физико-математические классы существуют уже 8 лет, и подготовка в них не связана с каким-либо конкретным высшим учебным заведением, однако учащиеся получают углубленные знания по названным предметам, и 92% ребят поступают в столичные вузы на бюджетной основе. Кроме того, в школе создаются гуманитарные классы. Мы знаем, что дети все разные, и стараемся, чтобы они могли проявить себя в том, к чему имеют склонность и способности.
— Значит ли это, что каждый ребенок может найти себе занятие по душе и после уроков?
— Жизнь в школе не затихает до половины седьмого. В школе существуют две театральные студии, хор, студия выразительного слова, студия бальных танцев, различные кружки — спортивные, журналистики, флористики. Занятия в них проводятся бесплатно.
В школе издается газета «Отражение». Имеется туристический клуб. Ребята побывали в Крыму, Волгограде, Туле, на Бородинском поле. В минувшее лето они прошли 700 километров. Из походов ребята возвратились с касками, гильзами, фотографиями памятников павшим в боях за Отечество воинам. На основе этих экспонатов создается музей боевой славы. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне была подготовлена Книга памяти, в которую вошли фронтовые письма-треугольники, военные билеты, фотографии военных лет дедушек и прадедушек наших учеников.
У нас учится много талантливых ребят, многие являются победителями различных конкурсов и лауреатами разных премий. Некоторые учащиеся уже имеют своеобразные портфолио, состоящие из таких грамот. В нашей школе много медалистов.
У нас принято отмечать различные праздники и знаменательные и памятные даты, в числе которых и наши собственные — День лицеиста, День самоуправления, День мелка и другие. Проводятся пресс-конференции. Старшеклассники ставят для учеников младших классов спектакли. Мы, учителя, гордимся своими воспитанниками и тем, что в проявлении их талантов есть и наша заслуга.
— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам?
— Хочу пожелать кроме любви к детям, чтобы учителя хранили себя. Но самое главное, чтобы не теряли интереса к жизни и к своей работе.
Беседу вел Д. Николаев
Фото автора
|
|