РАБОТА НА МЕСТАХ
В этом году российская избирательная система
и избирательная система города Москвы отмечают свое 15-летие.
О работе территориальной и участковых избирательных комиссий в Москве
рассказывает председатель территориальной избирательной комиссии района
Чертаново Южное Юрий Сергеевич Кравец:
— Современная избирательная система
сложилась в результате преобразований представительных органов власти и
органов местного самоуправления в Российской Федерации в 1993 году,
которые начались с принятия всенародным голосованием 12 декабря новой
Конституции РФ и проведения в этот же день выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого
созыва, выборов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, а в городе Москве — выборов депутатов Московской городской
Думы первого созыва. Тогда подготовка и проведение выборов в
федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления
осуществлялись на основании указов Президента Российской Федерации и в
соответствии с положениями о выборах.
После проведения этих выборов целый ряд нормативных документов нашел
свое отражение и дальнейшее развитие в принятом в октябре 1994 года
Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации». В этом законе отдельная глава отведена системе
избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов в
Российской Федерации, их правовому статусу, порядку формирования и
полномочиям. Как новое и постоянно действующее звено системы
избирательных комиссий Федеральный закон определил избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации. Последующие редакции
Федерального закона добавляли и конкретизировали нормы, относящиеся к
правовому статусу членов избирательных комиссий и полномочиям самих
комиссий.
За прошедшие 15 лет в Москве приняты необходимые законы о выборах, а
затем и Избирательный кодекс города Москвы, сложилась система
избирательных комиссий, накопился опыт проведения избирательных кампаний
различного вида и уровня, совершенствовалось избирательное
законодательство, нарабатывались методы и процедуры организации и
проведения выборов.
Подготовку и проведение выборов в органы государственной власти в городе
Москве наряду с Московской городской избирательной комиссией
осуществляет 121 территориальная избирательная комиссия, где работают на
общественных началах 1179 членов комиссий с правом решающего голоса. Для
проведения выборов депутатов Московской городской Думы формируется 15
окружных избирательных комиссий, в состав каждой из которых входят 14
человек. Подготовку и проведение выборов в органы местного
самоуправления осуществляют избирательные комиссии внутригородских
муниципальных образований. Полномочия этих комиссий возложены на
сформированные территориальные избирательные комиссии.
Самое массовое звено, осуществляющее непосредственно проведение
голосования и определяющее волеизъявление избирателей, — это участковые
избирательные комиссии. В участковых избирательных комиссиях в целом по
России работает более 1 млн. человек, только в Москве свыше 3200
участковых комиссий, в которых работают 41 тыс. членов комиссий.
Именно в участковых комиссиях в первую очередь решается подавляющее
большинство практических вопросов организационного,
материально-технического обеспечения, ведется непосредственная работа по
обеспечению голосования и подведению его итогов. Во многом от работы
членов участковой комиссии зависит оценка выборов. В нашем районе давно
работают в составах участковых комиссий Л.С. Проконичева, Е.К. Захарова,
И.В. Копытова.
Однако анализ статистических сведений по Москве показывает, что при
увеличении числа сформированных участковых комиссий число назначенных
членов комиссий снижается. Так, в 2003 году в среднем в составах УИК
работали 13 человек, в 2004 году — 11 человек, в 2005, 2007 и 2008 годах
— 12 человек, что свидетельствует о нежелании граждан работать в
составах участковых комиссий.
Причины этого могут быть различные:
• высокая степень нагрузки как накануне дня голосования, так и в день
голосования — 15–20 часов непрерывной работы;
• 77% участковых комиссий сформированы на участках, где число
избирателей свыше 2 тыс. человек, а в большинстве из них количество
избирателей на участке приближается к 3 тыс. избирателей;
• незначительная в условиях города Москвы оплата труда членов участковых
избирательных комиссий;
• но самое главное, на мой взгляд, это постоянное подозрение членов
комиссий в возможной фальсификации, угрозы уголовным, административным
наказаниями и призывы к ужесточению мер ответственности членов комиссий.
Об этом мы постоянно читаем в российской и региональной прессе.
Все это не прибавляет мотивации для работы граждан в составах участковых
избирательных комиссий.
Пора уже ориентировать избирательное законодательство на организаторов
выборов, а не «совершенствовать» его в угоду меняющимся политическим
процессам. Необходимо предусмотреть гарантии деятельности для членов
избирательных комиссий, такие как сохранение заработка по основному
месту работы, страхование от несчастных случаев. Ведь не секрет, что на
выборах в адрес членов комиссий поступают угрозы, а некоторые кандидаты
ведут себя не совсем адекватно.
Я занимаюсь подготовкой и проведением выборов в течение 15 лет, работал
на выборах различного уровня, и скажу, что помимо решения задачи
обеспечения самого избирательного процесса необходимо решать множество
организационных и хозяйственных вопросов, в числе которых выделение и
телефонизация помещений для работы комиссий, оборудование избирательных
участков и мест голосования, изготовление избирательной документации,
бюллетеней, плакатов и т. п. Все эти вопросы решаются при
непосредственном участии исполнительной власти, которая призвана
оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
Большую помощь избирательным комиссиям нашего района оказывают глава
управы В.И. Ярцев, руководитель муниципалитета Е.В. Хабаров.