|
ДЕПУТАТСКИЙ
МАНДАТ
МОСКОВСКАЯ
ДУМА -
СЕГОДНЯ,
ЗАВТРА И ВСЕГДА
Менее чем через три месяца, 4 декабря, москвичам предстоит выбирать депутатов городской Думы. От ее состава во многом
зависит размеренный и бесперебойный пульс столичной жизни — вовремя ли будут приниматься необходимые законы, а значит, и решаться насущные проблемы Москвы, на что пойдут деньги из городского бюджета. Новому составу Мосгордумы в 2007 г., после окончания полномочий нынешнего мэра, предстоит избирать столичного градоначальника. Об особенностях выборов-2005, о специфике работы московского парламента рассказывает заместитель Председателя МГД, член Всероссийской политической партии «Единая Россия», член регионального политического совета Московского городской
Думы.
— Региональные парламенты, в том числе и МГД, не так заметны в общественном поле, как их старший собрат — Госдума. Можно ли сказать, что их деятельность «кулуарна» и не столь существенно затрагивает жизнь городского сообщества?
— Не думаю, что вопросы медицины, градостроительства, архитектуры, жилищной политики, экологии, городского хозяйства, общественной безопасности и еще множество других «кулуарны» для москвичей. Дума принимает законы, а правительство обеспечивает их исполнение — на этом и построен механизм управления городом.
Работа по формированию целостной системы московского законодательства началась в 1994 г. практически с нуля, а сегодня в столице действует более 600 законов. Москва живет по ним и развивается, а законодательная деятельность московских депутатов привлекает к себе внимание и федеральных, и зарубежных коллег. Например, в решении социальных задач Москва серьезно продвинулась по сравнению с регионами. «Законами Москвы пользуются, их адаптируют к региональным условиям; законотворчество Московской городской Думы полезно для всего нашего государства» — об этом недавно говорил Юрий Михайлович Лужков, который, кстати, возглавил список «Единой России» на предстоящих выборах. А мэр знает, о чем говорит.
— Давайте подробнее остановимся на достижениях столичной власти в социальной области.
— В течение многих лет Москва оставалась единственным в России городом, где продолжали строить муниципальное жилье. 400 тысяч жилых квадратных метров каждый год бесплатно передавалось очередникам. Сейчас почему-то посыпались упреки — дескать, жилищная очередь в городе растянулась на два десятка лет. Но ведь в других городах многие годы бесплатные квартиры не выделялись вообще! А в Москве в первую очередь квартиры получали ветераны, инвалиды, репрессированные, малоимущие и другие представители социально незащищенных категорий населения. С вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ порядок распределения жилья в городе изменится, новые квартиры будут выделяться в основном по календарному принципу — кто раньше встал в очередь, тот быстрее получит квартиру. Но объемы жилищного строительства от этого меньше не станут.
Кроме того, усилиями Московской Думы в столице впервые в России была запущена система компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг: по принятому еще в далеком 1994 г. решению ни один москвич не должен платить за коммунальные услуги больше 12% совокупного семейного дохода. Если эта сумма больше, он имеет право обратиться за получением субсидии на оставшиеся платежи и незамедлительно получить ее.
Москва стала пионером и в области субсидий на покупку нового жилья. Многие очередники имеют право на помощь в покупке новой квартиры: заплатив часть ее стоимости, на оставшуюся можно получить кредит под умеренные проценты и выплачивать его много лет.
Наконец, нельзя обойти вниманием и больную для россиян тему замены льгот денежными выплатами. Столичные власти не стали дожидаться, когда грянет гром. Заблаговременно, еще в ноябре 2004 г. Дума приняла Закон «О социальной поддержке отдельных категорий жителей города Москвы» и выделила средства на его реализацию, смягчив для москвичей последствия монетизации.
— Городская Дума принимает важнейший финансовый документ, по которому Москва живет целый год, — бюджет. Это наделяет законодателей какими-то дополнительными полномочиями?
— У депутата нет прямых полномочий уволить нерадивого чиновника, закрыть «левую» фирму, выделить квартиру конкретному гражданину или построить дорогу в конкретном районе. Но давайте посмотрим шире. Депутат может повлиять на решение этих и других проблем через распределение финансовых потоков в расходной части бюджета: урезать их для нерадивых структур и дать больше средств добросовестным и эффективно работающим. Собственно, через бюджет и проявляется реальная политика приоритетов — на что в первую очередь тратить заработанные деньги, какие отрасли развивать, какие районы осваивать.
Доходная часть бюджета формируется на основе законов города. По ним устанавливаются и отменяются городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, а также порядок предоставления льгот по ним.
Из года в год московский бюджет строился по социальному принципу: более 40% от поступающих в казну средств уходят на доплаты к детским пособиям, пенсиям и зарплатам врачей, учителей, бюджетников, поддержку молодых семей и трудоустройство выпускников вузов, строительство школ, детских садов, подростковых учреждений. Большие средства инвестировались в строительство, высокие технологии, развитие инфраструктуры города — в наш завтрашний день.
— Некоторые кадровые решения в высших эшелонах власти Москвы также требуют согласования с Думой?
— С Думой согласуются назначения прокурора Москвы и начальника ГУВД города. Дума назначает мировых судей города.
— Хотя выборы состоятся только в декабре, подготовка к ним идет полным ходом...
— Это не удивительно — в Москве 7 миллионов избирателей, 90% информационных и 80% финансовых ресурсов России, здесь же сосредоточена и большая часть интеллектуальных ресурсов страны. Столичные избиратели более политизированы, чем в среднем по России. К тому же, согласно новому законодательству, вновь избранная Дума будет утверждать кандидатуру мэра столицы. Именно поэтому предвыборная кампания приобретает общенациональную значимость вне зависимости от ее результатов. Я убежден, что большая часть москвичей — государственники-патриоты. Их нельзя сагитировать лозунгами и призывами, их можно убедить в своей правоте только реальными делами, здоровым прагматизмом.
— Впервые московский избиратель столкнется с тем, что часть депутатов будет избираться по одномандатным округам, а часть — по партийным спискам.
— По новому избирательному кодексу Москвы 15 депутатов будут избраны по одномандатным округам с численностью избирателей 500 тысяч человек, 20 — по партийным спискам; поэтому избиратели получат два бюллетеня. Москва установила 10-процентный барьер для прохождения партий. А их интерес к выборам высок, в том числе и потому, что неучастие в выборах на протяжении двух лет влечет для них возможность лишения регистрации.
Порог явки на выборы снижен с 25 до 20% (при этом не будет графы «против всех»). В Москве зарегистрировано 7 миллионов избирателей. Значит, при минимальной явке в 20% в выборах примут участие 1 миллион 400 тысяч человек. При проходном балле для партий в 10% это будет 140 тысяч голосов.
Но как бы ни менялись правила избирательной кампании, источником власти по-прежнему остается народ. Имена будущих столичных депутатов целиком зависят от нас с вами, от нашей избирательной активности и гражданского сознания.
Подготовила И. Шевченко
|
|