|
НЕ
ДОРОСЛИ
ПАРНИКОВАЯ
БЕСПРИЗОРНОСТЬ
30 августа в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное» прошел предпремьерный
показ фильма «Парниковый эффект» производства студии «Центр Национального фильма» и последующая встреча со съемочной группой. Показ картины представили кинокомпания «Пан Терра» и общественное движение «Солнечный круг».
Это фильм о беспризорных детях и об их нелегкой жизни, которая превратилась для них в борьбу за выживание в жестоком мегаполисе. Фильм о любви и дружбе тех, кто ночует в парниках, моется машинным маслом на заправке и работает на вокзале, прося подаяния. Именно так выглядит жизнь главного героя по прозвищу Немой. На вокзале он знакомится с провинциалкой Ритой, приехавшей к жениху. У нее украли деньги, документы и адрес возлюбленного: она осталась совершенно одна в незнакомой Москве. Юным героям приходится выживать в условиях современного общества, они вместе переживают много бед и лишений. Возлюбленный
Риты так и не появляется, оставив беременную девушку одну, вместе с мечтой отправиться в Грецию умирает от болезни друг по прозвищу Грек.
Финал фильма нельзя назвать ни счастливым, ни трагическим. Я бы сказала, он идеален и безупречен, в принципе, как и весь фильм. В конце Немой ворует деньги для Риты, и его сажают в колонию для несовершеннолетних. Риту, как соучастницу, не арестовывают, и больше того — деньги остаются у нее. Она отправляется в Грецию, где рожает ребенка. И перед зрителями предстает финальная картина тихого материнского счастья в чужом краю, Рита остается с надеждой скоро увидеть своего маленького друга и спасителя, отсидевшего срок.
В фильме отражена тяжелая реальность нашего современного общества. Однако словно горькая конфета, завернутая в красивую обертку, фильм содержит в себе рассказ о жизни бездомных ребят немного в розовых тонах. Картина кажется идеализированной. Подростки опрятны, хорошо одеты, добры и заботливы. Мальчик Немой — особенный, вовсе не такой, как беспризорники на вокзалах. В фильме показаны совершенные отношения, которые скорее должны были бы существовать между беспризорниками в совершенном обществе. Но ведь в идеальном обществе (если бы оно и существовало) уже по определению не должно быть таких проблем. В настоящей жизни все по-другому. Но с другой стороны, у нас слишком много зла, и лишний раз подчеркивать недостатки, выявляя их во всех мельчайших, гнусных подробностях просто не нужно? Режиссер хотел показать, что, несмотря на обстоятельства, в разных ситуациях человек может думать о ком-то еще... Ведь если изображать одно зло, никогда не появится надежда на потепление в сердцах людей.
Видно было, что детям-сиротам фильм очень понравился: сами за себя говорили их слезы. Действительно, есть в «Парниковом эффекте» трогательные моменты, когда в груди что-то сжимается, и на глазах появляются слезы: и у детей, и у взрослых (к примеру, такими моментами были смерть друга и сцена, где высыпают его прах в реку Москву). Это еще раз доказывает, что проблема брошенных детей всеобщая и очень значимая.
К сожалению, такие раны нашего цивилизованного общества часто остаются забытыми, отношение большинства людей к ним равнодушное. Ведь многие просто сочувствуют, мол, как же им, бедненьким, плохо приходится, но редко реально помогают сиротам, оказывают хотя бы небольшую материальную помощь, например, детскому дому. Бывает и так, что если и занимаются благотворительностью, то истинными их побуждениями являются слава, пиар, желание почувствовать себя благодетелем. Но есть люди, общественные организации, которые занимаются беспризорниками безвозмездно, в чьи истинные помыслы помочь не вкрадывается корысть. Так в «Солнечный Круг», который явился одним из организаторов показа фильма, приходят люди разных возрастов с одной целью: хоть как-то облегчить жизнь сирот и брошенных детей.
В обсуждении острейших проблем беспризорности и безразличия к судьбам бездомных детей после показа художественной картины приняли участие дети и работники социального приюта «Отрадное», режиссер фильма Валерий Ахадов, исполнитель главной роли 15-летний Саша Якин, руководитель «Солнечного круга» Олег Соловьев и активисты движения.
Ребята задавали вопросы сначала несмело, под слишком уж большим впечатлением от фильма они находились. Режиссер Валерий Ахадов, отвечая на один из вопросов, сказал, что название фильма должно интриговывать, рождать загадку. «Парниковый эффект» можно трактовать по-разному. По названию тех мест, где живут герои — парники (вот он, эффект от беспризорности!). Но, возможно, автор хотел создать фильм о надежде на всеобщее потепление в сердцах людей, жажду и желание тепла. Ведь не бывает детей, которые никому не нужны. Нет ничейных детей. Вернее, их не должно быть. Хотелось бы, чтобы это поняли все. Валерий Ахадов выполнил свой долг по отношению к ребятишкам, детям-сиротам: он подарил им кино, он заявил о них общественности.
Дети спрашивали, будет ли продолжение этой истории. Режиссер не дал однозначного ответа. Но удовлетворенно улыбнулся: уж если ждут продолжения, значит, фильм заинтересовал. Вообще, хотелось бы отметить, что общение режиссера со зрителями носило характер беседы, вопросы были обоюдными: Ахадов и сам интересовался пониманием и оценкой фильма ребятами. Он спросил, кому следует посмотреть этот фильм. Из громкого детского хора «Всем, всем!» диссонансом выделился тоненький голосок мальчугана: «Покажите тем, кто дома живет... с мамой. Пусть знают, как им повезло!».
Марина Селиверстова
Фото автора
|
|