Повышение уровня социальной поддержки различных категорий москвичей Правительство Москвы и Московская городская Дума считают одним из основных направлений в своей деятельности. Как отмечают в Департаменте социальной защиты населения, который возглавляет первый заместитель мэра Москвы Л.И. Швецова, даже сегодня в сложный кризисный период все социальные обязательства выполняются.

Социальная политика — основная статья бюджета

На социальную политику в Москве ежегодно тратится до 50% бюджета города. В 2008 г. на социальную поддержку населения было затрачено 487 млрд. рублей, в 2009 г. запланировано 565,6 млрд. рублей. Все свои обязательства Правительство Москвы и Московская городская Дума закрепляют нормативно-правовыми актами — в основном социальными законами. Одновременно принимаются Комплексные целевые среднесрочные программы. В 1992 г. в Москве впервые в России была принята Комплексная программа мер социальной поддержки москвичей. Тогда она состояла из нескольких страничек, а сейчас это — 120-страничный документ, охватывающий все категории населения: ветеранов войны и труда, семьи с детьми, школьников, пенсионеров, инвалидов, военнослужащих, получивших травмы, и т. д. Последние три года с привлечением общественности в целях объединения взаимодействия различных структур исполнительных органов власти принимаются специальные программы.

От Года ребенка к Году равных возможностей

На решение ключевых проблем в городе всегда выделяется значительное дополнительное финансирование — до 10 млрд. рублей в год, с последующим переводом основного объема этих средств в текущее финансирование. 2008 г, как и во всей России, прошел в Москве под девизом Года семьи. Приоритетной была задача улучшения демографической ситуации, и уже после 2007 г. рождаемость повысилась и достигла более 100 тыс. детей. Решались вопросы улучшения положения семей с детьми, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, усиления помощи семье в воспитании детей. Так, расширены категории многодетных семей, пользующихся социальной поддержкой, введены дополнительные выплаты семьям инвалидов, воспитывающим детей, осуществляется дополнительная поддержка молодых семей, попечителей, приемных родителей и патронатных воспитателей, реализуются программы строительства новых детских дошкольных учреждений, развиваются новые формы и виды досуга и отдыха родителей вместе с детьми, внедряются инновационные образовательные и социальные технологии. Увеличен объем адресной помощи малообеспеченным семьям с детьми — им оказано 2 млн. социальных услуг, бесплатно выделено 2,5 тыс. товаров длительного пользования, 100 тыс. продуктовых наборов, 15 тыс. единиц вещевой помощи, организованным отдыхом в каникулярное время охвачено 500 тыс. детей. Количество получателей пособий на детей по сравнению с 2007 г. увеличилось на 24 тысячи и на 1 января 2009 г. составляло 710 тысяч. Это связано с тем, что с 1 января 2008 г. в рамках Городской программы «Год семьи в городе Москве» расширен круг лиц, имеющих право на ежемесячное пособие на ребенка. За счет повышения «планки» среднедушевого дохода, при которой назначается детское пособие, число их получателей выросло на 35 тыс. человек, а размер самого пособия за 4 года вырос более чем в 10 раз (с 70 до 750 рублей). Правительство Москвы особое внимание уделяет многодетным семьям. Проведены такие акции, как бесплатная выдача автомобиля «Газель» семьям, имеющим 7 детей, помощь в сборе детей в школу, акция «Поможем подготовиться к школьному балу». В целом, если перевести в денежное выражение все льготы и привилегии, которые предоставлены многодетным семьям, то совместно с выплатами на одного ребенка ежемесячно им оказывается помощь: семье с 3 детьми — более 47 тыс. рублей, семье с 4 детьми — более 56 тыс. рублей.

Дети-сироты не остаются без внимания

Продолжается работа по обеспечению детей-сирот — выпускников интернатных учреждений отдельными однокомнатными квартирами. В 2008 г. предоставлено 549 жилых помещений, в 2009 г. — 626. В период нестабильной финансово-экономической ситуации, которая может затронуть и внутрисемейные отношения, особое значение приобретает работа служб экстренной социальной поддержки. На базе Социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Красносельский» работает круглосуточная городская приемная, что позволяет оказать обратившимся детям экстренную помощь, а в случае необходимости — разместить ребенка в Социальном приюте в любое время суток. В Центре действует также городская круглосуточная мобильная служба, специалисты которой осуществляют патрулирование улиц города и готовы срочно выехать на помощь ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении. В целях оказания адресной социальной поддержки проводится работа по выявлению остро нуждающихся безработных граждан с несовершеннолетними детьми. Их ставят на учет в Центрах социального обслуживания для получения бесплатных услуг социального характера.

Город для ветеранов

Ветераны — золотой фонд Москвы. Им оказываются различные виды адресной социальной помощи, в том числе в виде доплат к пенсиям, бесплатного медико-социального обслуживания и лекарственного обеспечения, льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, бесплатного проезда на всех видах городского транспорта, санаторно-курортного лечения и т. д. С апреля 2005 г. в Москве была впервые введена гарантия того, что доходы пенсионера в виде пенсии и городской доплаты не могут быть ниже прожиточного минимума, а с декабря 2008 г. установлено, что они должны быть на уровне его 1,5-кратной величины — 6800 рублей. Введен так называемый городской гарантированный минимум, но при этом суммы увеличения пенсий за счет их индексации выводятся сверх гарантированного минимума. Тем самым суммарно доходы с декабря прошлого года увеличились, а в 2010 г. планируется довести их до 2-кратного прожиточного минимума. Численность получателей доплат превысила 2 млн. человек, средний размер городской доплаты составляет 2800 рублей. Продолжена индексация ежемесячных городских денежных выплат (ЕГДВ) региональным льготникам (труженикам тыла, ветеранам труда и приравненным к ним лицам, а также реабилитированным гражданам). Указанной выплатой охвачено 800 тыс. человек. Затраты городского бюджета на эти цели составили 3,1 млрд. рублей (в 2007 г. — 2,4 млрд. рублей, в 2006 г. — 2,3 млрд. рублей). На выплату денежных компенсаций взамен 50-процентной скидки за пользование телефоном (городским льготным категориям граждан) и льготы по оплате электроэнергии (инвалидам и участникам Великой Отечественной войны) было израсходовано 2,2 млрд. рублей (в 2007 г. — 2,0 млрд. рублей, в 2006 г. — 1,0 млрд. рублей). В целях дополнительной социальной поддержки ветеранов и с учетом их заслуг перед страной с 1 марта 2008 г. введена 2-я пенсия участникам обороны Москвы (не получающим двух пенсий или увеличения пенсии как участникам войны). Ее размер установлен на уровне базовой части трудовой пенсии по старости. Расширены меры социальной поддержки ветеранов «последнего военного призыва» и тружеников тыла. Увеличилось количество выдаваемых путевок на санаторно-курортное лечение и отдых ветеранов, развивается социальный туризм, что создает условия для активного долголетия граждан старшего поколения. В целях повышения эффективности системы социального обслуживания Московской городской Думой 9 июля 2008 г. был принят Закон города Москвы «О социальном обслуживании населения города Москвы», направленный на совершенствование предоставления социальных услуг, определение порядка формирования государственных стандартов социального обслуживания, а также привлечение к социальному обслуживанию различных некоммерческих организаций.

Социальная поддержка без перебоев

В целом, обеспечен стабильный уровень социальной поддержки москвичей. С момента монетизации льгот (2005 г.) Правительство Москвы не удовлетворяли объемы и качество предоставления санаторно-курортного лечения и технических средств реабилитации федеральным льготным категориям. В целях улучшения этой работы по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова подписано Соглашение между Минздравсоцразвития России и Правительством Москвы о передаче с 1 января 2009 г. органам исполнительной власти города отдельных вышеперечисленных полномочий. В рамках их исполнения за счет выделения дополнительного финансирования со стороны Правительства Москвы для федеральных льготных категорий граждан в 2009 г. закуплено свыше 130 тыс. путевок. В общей сложности в этом году санаторно-курортным лечением воспользуются свыше 100 тыс. московских ветеранов и инвалидов. С 1 августа 2009 г. осуществлено повышение на 20% размеров ежемесячных городских денежных выплат для граждан региональных льготных категорий. В больших, чем в 2008 г., объемах будет оказана продуктовая и вещевая помощь. Более 10 тыс. единиц товаров длительного пользования будет предоставлены в 2009 г. Введены новые виды социальных услуг для одиноких, нуждающихся в уходе ветеранов — патронажное обслуживание, уборка квартир. С начала года их уже оказано свыше 19 тысяч. Одной из новых форм социальной поддержки ветеранов является социальный туризм. Начиная с 2006 г. в Венгрии отдохнуло 248 ветеранов войны. На базе санаторнокурортного комплекса «Камчия» в Болгарии организован отдых не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и ветеранов труда. В 2009 г. комплекс «Камчия» посетят 1600 ветеранов. В настоящее время направлено на отдых 592 ветерана.

Обеспечение равных возможностей

Среди жителей города порядка 10% составляют инвалиды. Создание необходимых условий для их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации также является одной из приоритетных задач Правительства Москвы и Мосгордумы. В городе реализуются комплексные городские программы, которые фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Вместе с тем принимаемые меры не в полном объеме решали проблемы инвалидов. Необходимо было сделать определенный прорыв как в техническом, так и в нравственном отношении. Именно эти задачи возлагаются на объявленный мэром Москвы Ю.М. Лужковым 2009 г. — Год равных возможностей. Правительством Москвы принята соответствующая Программа, в реализации которой задействованы практически все органы исполнительной власти, а также общественные организации инвалидов. Кроме того, утверждена Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года, определяющая с учетом Конвенции о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН цели и задачи органов государственной власти города Москвы по решению проблем инвалидов и членов их семей. Основной блок мероприятий связан с адаптацией города для инвалидов, предоставлением дополнительных услуг по реабилитации «тяжелым» инвалидам и государственной поддержкой инвалидов на рынке труда. Равные возможности — это не просто безбарьерная среда обитания, доступность общественных учреждений, это — «универсальный дизайн», который означает дизайн предметов, обстановки, программ и услуг, зданий и сооружений. Для привлечения общественного внимания к проблеме доступности объектов и создания безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан, создания дополнительных стимулов у организаций по комплексному приспособлению городской, транспортной и инженерной инфраструктуры для нужд инвалидов с мая по октябрь 2009 г. в городе проходит смотр-конкурс «Город для всех».

В городе сформирована методическая и нормативная база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности. За два года приспособлено свыше 7 тыс. общественных зданий и сооружений городского подчинения, 5,5 тысяч наземных пешеходных переходов, 1,5 тыс. квартир инвалидов и более 4 тыс. входных групп жилых домов.

Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. На городских маршрутах работают 1,7 тыс. единиц адаптированного для маломобильных граждан общественного транспорта. По объективным оценкам проблему полной адаптации городской среды можно будет решить в течение 10–15 лет.

Расширяются возможности для получения инвалидами услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. В этой сфере работают более 1,4 тыс. организаций. Другой не менее значимой задачей является создание новой эффективной системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда.

В городе более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. Рекомендации органов медико-социальной экспертизы о трудоустройстве имеют более 150 тыс. инвалидов, однако работают из них только около 75 тысяч. В городе ежегодно за счет городского бюджета создается дополнительно до 1 тыс. рабочих мест.

Правительством Москвы взят курс на устранение диспропорций между качеством и структурой создаваемых рабочих мест и спросом на них со стороны самих инвалидов. Рабочие места для колясочников, слабослышаших, слабовидящих создаются как на обычных, так и на специализированных предприятиях, ведь равные возможности — это и наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных к особенностям инвалидов.

В рамках Года равных возможностей планируется создать порядка 1,3 тыс. рабочих мест.

В программу по Году равных возможностей включено более тысячи мероприятий, по каждому из которых установлены плановые целевые количественные показатели, объемы работ и выделяемые на эти цели финансовые средства.

Контроль и координацию за ходом реализации Программы осуществляют органы социальной защиты населения, а созданный в этих же целях Координационный совет по делам инвалидов возглавляет лично мэр Москвы Ю.М. Лужков.

За 5 лет снизилось число детей-инвалидов (с 27 тысяч до 26 тысяч), на 12% снизилось число инвалидов 1-й группы, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности (с 81,9 тысяч до 71,7 тысяч).

Москва готова и принимает все возможные меры по формированию качественно новой политики в отношении инвалидов. Должна в корне измениться их роль в общественной жизни, предоставляться равные возможности для личностной и гражданской самореализации.