РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В России сегодня насчитывается около 800 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что, по оценкам специалистов, превышает число детей, оставшихся сиротами после Великой Отечественной войны. Социальные службы и общественные организации ищут пути выхода из сложившейся ситуации, но большинство из них соглашается с тем, что приоритетной формой воспитания детей является воспитание в семье. сли вы хотите, чтобы ваша семья стала родной для одинокого ребенка, чтобы в ней он нашел опору, заботу и любовь, стоит задуматься о возможности взять на воспитание ребенка из детского дома. Прежде всего нужно решить, малыша какого возраста и пола вы готовы воспитывать. На воспитание можно брать детей любого возраста до 18 лет. Специалисты органов опеки и попечительства советуют рассмотреть и возможность воспитания в семье подростка. Конечно, подростки требуют особого внимания воспитателей, но им особенно необходим опыт общения в семье, способствующий их социализации. Очень важно, чтобы подросток увидел модель нормальной семьи, сделал для себя определенные выводы, которые в дальнейшем помогут ему построить собственную семью. Тем, кто решил взять на воспитание ребенка, важно осознать, насколько серьезно это решение. Ведь, как говорят специалисты органа опеки и попечительства муниципалитета Чертаново Южное, следует помнить о том, что, принимая ребенка в семью и получая возможность реализовать свой родительские чувства, вы прежде всего помогаете маленькому человеку.
Не так давно появилась новая форма устройства детей в семью — патронатное воспитание, при котором ребенок, нуждающийся в государственной защите, воспитывается в семье, но права и обязанности по защите его законных интересов разграничиваются между органами опеки и попечительства муниципалитета, уполномоченной службой по патронатному воспитанию, созданной на базе детского дома, и патронатными воспитателями. Для того чтобы стать патронатным воспитателем, необходимо получить заключение органов опеки и попечительства муниципалитета по месту жительства о вашей возможности быть патронатными воспитателями. Специалисты органов опеки и попечительства советуют, не теряя времени, начать сбор документов с получения справки из ОВД и медицинской справки — этот процесс занимает наиболее длительное время. После получения заключения специалисты органов опеки и попечительства предоставляют потенциальным патронатным воспитателям информацию регионального банка данных, в который внесены все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в городе Москве, и патронатные воспитатели начинают общаться со своим будущим воспитанником. Но основной принцип работы уполномоченной службы состоит в том, что подбирается именно семья, подходящая для ребенка, а не ребенок для семьи. Поэтому, как рассказала сотрудник детского дома № 71 Л.С. Шевелева, будущих патронатных воспитателей специалисты уполномоченной службы направляют на обучение в «Родительскую школу» Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», психологи которого определяют тип их личности, изучают их совместимость с тем ребенком, которого они хотели бы взять на воспитание. Также будущие патронатные воспитатели, не имеющие опыта воспитания детей, проходят курс психологических тренингов родительских навыков. Конечно, патронатным воспитателям, как и любым другим родителям, приходится сталкиваться с рядом проблем. Патронатные воспитатели, уже взяв ребенка в семью, могут продолжать заниматься в «Родительской школе», получать консультации у психологов и социальных педагогов. Ведь в этой ситуации главной задачей становится сохранение пополнившейся ячейки общества. К сожалению, в практике уполномоченных служб бывали случаи, когда воспитатель приглашал ребенка в гости, но, столкнувшись с трудностями воспитания, оставлял идею взять ребенка надолго. По словам Л.С. Шевелевой, большего успеха добиваются люди, имеющие опыт воспитания детей: «Но при желании можно преодолеть все трудности. Ведь для хороших родителей главные слова — любовь и терпение». Существует несколько форм патронатного воспитания. Устройство детей на выходные и праздничные дни, каникулярное время целесообразно в случаях, когда ребенок не уверен, что хочет жить в семье патронатных воспитателей. При благоприятных обстоятельствах в дальнейшем желательно устройство воспитанника в эту же семью на длительный срок — до совершеннолетия. В этом случае дети часто воспринимают патронатных воспитателей как родителей. Основной юридической вехой в отношениях между детским домом, патронатным воспитателем и ребенком становится заключение контракта. Патронатный воспитатель становится сотрудником уполномоченной организации — детского дома и получает зарплату в размере 3,5 минимальных окладов — на сегодняшний день эта сумма составляет 3850 рублей. При этом патронатному воспитателю выделяется пособие на питание, одежду, игрушки, мебель и другие необходимые для ребенка вещи. Система патронатного воспитания выгодно отличается от других форм семейного устройства тем, что в уполномоченной организации создаются специфические условия для адаптации ребенка в новой семье. С ребенком и патронатными воспитателями постоянно работают психолог, социальный педагог, которые на ранней стадии выявляют проблемы ребенка и воспитателей, помогают в их решении. То обстоятельство, что детский дом оказывает воспитателям всестороннюю помощь, позволяет устраивать в семьи даже тех детей, которых либо нельзя усыновить по закону — это дети без установленного судом юридического статуса, либо которых усыновляют неохотно — подростки, братья и сестры, которых нельзя разлучать, дети с психологическими особенностями, не совсем здоровые дети. Специалисты уполномоченных служб по патронатному воспитанию помогают тем, кто берет ребенка в семью, воспитывать его с меньшими психологическими трудностями — и для самого малыша, и для взрослых. Система патронатного воспитания дает возможность осуществить свои мечты и взрослым, и детям, ведь каждый человек на земле хочет знать, что есть люди, которые думают и заботятся о нем. Н. Первова
|
|||||