Окончание. Начало см. в № 2

(117) февраль 2009 г.

С началом революции прежний уклад жизни Покровского был нарушен. От церкви отторгли церковноприходскую школу, запретив преподавать в ней и в земском училище Закон Божий. В 1922 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей здание и имущество храма стали собственностью государства. «Для нужд голодающих Поволжья» из храма были изъяты и переданы в Гохран немногочисленные священно-служебные изделия из серебра, а более дорогих здесь никогда и не было. Несмотря ни на что жители села Покровского пытались сделать все возможное, чтобы сохранить свой храм. В 1925 г. они заключили соглашение с Московским Советом рабочих и крестьянских депутатов, в соответствии с которым принимали «в бесплатное пользование находящееся в селе Покровском... здание культа» и в то же время обязывались не допускать «политических собраний, раздачи и продажи книг, брошюр, листовок, произнесения проповедей и колокольного звона».

В 1930 г. был репрессирован служивший в то время в храме протоиерей Иоанн Боголепов. В храм назначили нового священника — протоиерея Сергия Кроткова, который прослужил здесь более семи лет. В конце 1937 г. власти приняли решение закрыть храм, отца Сергия вызвали в НКВД и намекнули о грозящей ему опасности. Но священник не оставил места своего служения, и 2 марта 1938 г. по окончании литургии отец Сергий был арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне. Архиерейским Собором 2000 г. отец Сергий был причислен к лику святых.

Храм остался без настоятеля и весной 1939 г. был официально закрыт. В здании храма в разные годы размещались клуб, зернохранилище, склад, а в последние годы — цеха бутовского завода «Металлист». В 1960 г. храмовую часть переоборудовали под металлообрабатывающий цех, а в трапезной организовали гальванический цех. Северо-восточней, почти по линии снесенной церковной ограды, возвели двухэтажные корпуса, которые стоят и сейчас, а чтобы расширить проезд, снесли алтарную часть храма. Ярусы колокольни были уничтожены еще во время Великой Отечественной войны. Испарения гальванического цеха разъели росписи стен и сводов и оставили щербины даже на кирпичной кладкестен. В середине 1960-х гг. села Покровское, Красное, Котляково, Бирюлево вошли в состав Москвы. Жителей выселяли, а сельские дома сносили. На левом берегу реки Городни выросли многоэтажные дома. Коренная жительница села Покровского Лариса Петровна Шатнева, которая и сейчас живет неподалеку в многоэтажном доме, поделилась с нами воспоминаниями: «Я родилась и выросла в Покровском. Мама, работавшая в колхозе, рассказывала, как в детстве брала меня с собой на работу в поле, и, пока она вместе с другими женщинами полола или убирала овощи, я лежала в борозде. В детстве мы купались в пруду, на Пасху катали крашеные яйца с горки. Село просто утопало в зелени, повсюду цвели сады. 26 лет назад город уже вплотную подступил к селу, и большая часть сельских жителей были переселены в городские квартиры, а в селе перекрыли воду. У нас с мужем тогда уже родился старший сын, и нам приходилось возить воду на санках из соседнего села. Потом дали квартиру и нам. Но несмотря на все приобретенные удобства, старого Покровского все равно жаль — от него теперь мало что осталось». Часть земель бывшего Покровского с полуразрушенным зданием церкви в то время осталась незастроенной из-за оврагов и водоемов.

В начале 1970-х гг. здание церкви было взято на учет как памятник архитектуры, а в конце 1970-х — начале 1980-х гг. был разработан проект его охранной зоны. Завод «Металлист» во второй половине 1980-х гг. был выведен с территории храма, которая постепенно превращалась в промышленную свалку, кладбище было разорено.

Некогда большое село Покровское, бывшее центром окрестных сел, войдя в состав столицы, исчезло подобно сказочному граду Китежу, оставив на память о себе лишь обезглавленный храм, несколько камней на месте бывшего кладбища, прудов, бывших в прежние времена «подмонастырскими», да название железнодорожной станции Покровская. В начале 1990-х гг. началось возрождение храма. Патриархия направила в приход священника Евгения Жиганова, который служит здесь и сегодня.

Священник и первые прихожане храма расчищали полуразрушенную церковь и ее территорию, заваленные оборудованием, которое оставил выехавший завод «Металлист». 14 октября 1990 г. на освобожденной от завалов территории храма прошел первый молебен. В 1990 г. специалисты-реставраторы из объединения Союзреставрация обследовали здание и разработали проект реставрационно-восстановительных работ. На Пасху 1991 г. в храме, у которого практически отсутствовала крыша, стены были пробиты, а земляной пол изрыт ямами, прошло первое богослужение.

Сегодня староста храма Валентина Алексеевна Милохова вспоминает, что когда в 1990-е гг. ее друзья-однокурсники из Германии увидели, за какое сложное дело она взялась, они были уверены, что с находящимся в таком состоянии зданием сделать ничего невозможно. Восстановление шло трудно и медленно. Но в 1992 г. возобновились регулярные богослужения. На сохранившейся нижней части колокольни один из прихожан храма подвесил самодельные колокола, вырезанные из газовых баллонов и подобранные по тону. Лишь к сентябрю 1994 г. удалось восстановить в прежних формах главный алтарь. Когда друзья Валентины Алексеевны через пять лет приехали сюда снова и увидели, что удалось сделать — к концу 1995 г. была восстановлена храмовая часть и началось возведение звонницы, — то сказали: «Да, теперь мы знаем, что все возможно».

К 1997 г. на колокольню были подняты новые колокола, и после продолжительных восстановительных работ храм предстал во всей красе, почти таким же, каким был прежде. Сегодня храм по-прежнему имеет статус памятника архитектуры с охраняемой зоной вокруг. Но его территория сейчас, по выражению автора книги «Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в городе Москве» Ю.И Гудкова, является «живописным пустырем» — более точного определения для этой местности подобрать трудно. Храм, бывший когда-то центральным местом сразу нескольких больших сел, сегодня находится «слишком далеко» от окрестных домов, жители которых практически не посещают его.

Но отец Евгений больше сожалеет не о том, что храм стоит вдали от магистралей и не о материальных трудностях, которые затрудняют его реконструкцию. В интервью с нами он все сокрушался о том, что у современных людей нет навыка духовного общения, поэтому многие из них и проживают жизнь одинокими, не умея выразить свои чувства словами: «Вот чему надо бы в университетах учить». А о будущем храма говорит: «Как-нибудь с Божьей помощью все сделаем». Разделяет его веру и староста В.А. Милохова. Пять лет назад на страницах нашей газеты была опубликована статья «Покровский мечтатель». Идеи о развитии прихода у Валентины Алексеевны есть и сегодня, но теперь она с интересом и ожиданием вглядывается в современное поколение, и при нашей встрече первым делом спросила, чего современная молодежь и вообще жители района ждут от церкви и ждут ли чего-то вообще. Она как бы размышляет над вопросом:

«Куда идти, как развиваться?». Несколько лет назад по инициативе настоятеля и прихожан был разработан и утвержден проект Духовно-культурного центра, в рамках которого в Покровском планируется открыть учебно-производственные мастерские на базе существующей при храме воскресной школы. Здесь дети смогут приобщиться к народным промыслам, создавая своими руками самобытные изделия из камня, металла, глины, дерева, ткани. Заботой и вниманием под сенью Центра будут окружены и одинокие престарелые люди — на территории храма планируется строительство богадельни на 50 мест и благотворительной столовой при ней на 75 мест. Однако главная задача Центра, по словам настоятеля храма, — создание условий для духовного общения тех, кто стремится найти в истоках православной веры путь к возрождению национальных традиций русского народа. Отец Евгений и прихожане храма надеются, что центр старого Покровского — храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Городне сможет со временем вновь стать центром духовной жизни района.

Н. Первова

В статье использованы материалы книги «Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в городе Москве»