НАШИ «ИДЕАЛЬНЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
 

Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т. д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

Практика показывает, что мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями, подавляющее большинство потенциальных родителей хотят удочерить маленькую девочку с ангельской внешностью и без проблем со здоровьем. Однако, столкнувшись с реальностью, с этим «идеальным» представлением часто приходится расставаться. Во-первых, для того чтобы удочерить маленькую здоровую девочку, многие усыновители вынуждены потратить немало времени на ее поиск или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет.
Не стоит устанавливать жесткие критерии пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав, как, обращаясь к незнакомому человеку, они говорят ему «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Часто также случается, что, выбрав для усыновления одного ребенка, но узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.
Достаточно часто решение взять в семью ребенка принимается под влиянием внешних обстоятельств: вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас все происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, то как тогда приступить к поиску ребенка и что предстоит пройти на этом пути?
Мы советуем вам не пугаться «страшных» диагнозов у детей-сирот, особенно записанных в анамнезе (например перинатальная энцефалопатия, органическое поражение ЦНС, гидроцефально-гипертензионный синдром и др.). По мнению врачей, многие пороки развития с возрастом компенсируются. Советуем вам выбирать ребенка, основываясь не на бумагах, а встретиться с ним лично, посмотреть на него, познакомиться, и только после этого принимать окончательное решение. На выбор ребенка в значительной степени может повлиять та информация о нем, которую вы услышите от специалистов детского учреждения.
Кроме возраста и здоровья ребенка, вам также обязательно следует обратить внимание на историю его жизни, узнать, где и сколько времени он находился до усыновления. Помните, что на развитие малыша огромное влияние оказывает такой фактор, как наличие (или отсутствие) материнской заботы. Трехлетний малыш, росший даже в плохой семье, сильно отличается от сверстника, воспитывавшегося с рождения в хорошем детском учреждении. Дети, длительное время находившиеся в детском учреждении, отличаются по развитию от «домашних» сверстников и могут психологически не соответствовать своему биологическому возрасту, из-за чего кажутся младше своих ровесников.
Впрочем, довольно часто на выбор ребенка влияет не история развития и состояние здоровья, а его внешность. Кто-то берет ребенка, увидев фотографию в газете или в Интернете, просмотрев сюжет о приюте по телевизору или услышав от знакомого врача о сироте, поступившем на лечение в больницу.
Решившись на усыновление, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться его воспитанием хотя бы до трех лет дома. Стоит поинтересоваться ценами на одежду для малышей и другие необходимые ему принадлежности. Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить и забирать его из детского сада, кто будет провожать и встречать его из школы.
Стоит также думать над тем, какие черты характера ребенка привлекут вас (и наоборот, будут раздражать): неповоротливость, медлительность или, напротив, непоседливость, болтливость. Лучше всего, если он не будет вашей противоположностью, поскольку сверхактивных детей с трудом выдерживают длительное время люди со спокойным характером, а импульсивных взрослых раздражают своей неторопливостью спокойные дети.
Для того чтобы понять, правильно ли вы определились с выбором, лучше всего посмотреть на примере знакомых вам детей (родственников, соседей), как ведут себя дети выбранного вами пола и возраста. Если же у вас нет родственников с детьми или вы лишены возможности общения с ними, советуем найти время и понаблюдать за детьми соседей, пообщаться с детьми в учреждении: это поможет вам утвердиться в своем решении.

Если вы обдумываете возможность усыновления ребенка, вы можете обратиться за поддержкой и консультацией в Московскую службу психологической помощи населению, где работает Психологическая школа приемных родителей, по телефону: 8-499-794-20-09.
Телефон неотложной психологической помощи: 051.

Главный специалист органа опеки
и попечительства
муниципалитета
ВМО Чертаново Южное
Т.В. Шелуханова.

.