КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ (Продолжение, начало см. «ЧЮ», № 4 (81) 2006 г.)
едики-психологи, работающие в консультативно-профилактическом отделении Наркологического диспансера № 1, постоянно проводят в учебных заведениях лекции о пагубности наркомании, алкоголизма, табакокурения, а также тренинги и индивидуальную консультационную работу. Лекции в основном проходят в форме беседы, для наглядности ребятам демонстрируются видеоматериалы. Следующий этап работы — тренинги, на которых дети проигрывают ситуации, когда им предлагают сигарету, алкоголь или наркотики, и учатся говорить «нет». По просьбе педагогов или на основе собственных наблюдений психологи индивидуально работают с проблемными детьми. Кроме того, сотрудники наркологического диспансера намерены начать сотрудничество с женскими консультациями и роддомами, чтобы с самого начала настраивать родителей на воспитание устойчивых к вредным привычкам личностей. На страницах нашей газеты мы продолжаем беседовать с одним из медиков-психологов Наркологического диспансера № 1 Натальей Николаевной КАЙДАШЕВОЙ, которая входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета МО Чертаново Южное. — Получается, что работая с детьми, нужно одновременно работать и с родителями? — Школы, деятельность которых направлена на формирование здорового образа жизни у учащихся, часто приглашают нас выступить на родительских собраниях. Эти встречи также очень важны, ведь нередко родители просто не знают, чем занимается в свободное время их ребенок, не замечают, что у него появились пагубные привычки, а когда узнают, у них, как правило, срабатывает психологическая защита. И даже если они видят, что с их ребенком не все благополучно, то не хотят осознать, анализировать ситуацию, отталкивают эту информацию на уровне подсознания. Случается, на заседания КДНиЗП вызывают детей и родителей, внешне вполне благополучных. А на деле оказывается, что родители, вынужденные напряженно работать, уделяют детям недостаточно внимания, а порой, к сожалению, и просто равнодушны к судьбе ребенка. Именно поэтому мы хотим воспользоваться опытом коллег из Наркологического диспансера № 5 и начать работу в роддомах и женских консультациях, чтобы родители с самого начала были настроены на правильное воспитание ребенка, тогда, возможно, в 15–17 лет не придется корректировать ситуацию или делать это в гораздо меньшей степени. — Следует ли родителям самостоятельно вести разговоры с ребенком на эту тему? — Безусловно, хотя, к сожалению, большинство детей говорят, что родители предпочитают не беседовать с ними на эту тему. Обычно в классе, где 25 человек, я начинаю разговор с того, что прошу: «Поднимите руку те, с кем родители проводили беседу на эту тему». Обычно, руки поднимают не больше пяти человек. Кроме того, мы проводим тестирование по системе здоровья, где, в том числе, встречается такой вопрос: «От кого ты в первую очередь слышал, что надо поддерживать здоровье?». Так вот, реже всего встречается ответ «от родителей», в основном говорят «от врачей», «от медсестры в школе» и чаще всего — «от учителя физкультуры или тренера». Дети и не могут услышать это от родителей — ведь сегодня мало кто из взрослых поддерживает свое здоровье, занимается спортом. А здорового, устойчивого ребенка надо воспитывать личным примером, никогда не оставляя спорные, проблемные вопросы за рамками внимания. — Как родителям настроить ребенка, чтобы он даже не начинал курить? — Прежде всего, воспитывать ребенка нужно своим примером. Когда родители говорят, что курить — плохо, а сами не отказываются от этой привычки, то ребенок, конечно, не будет обращать внимания ни на какие увещевания. То же самое и с учителями. Кроме того, с раннего детства ребенок должен расти уверенным в себе, родители должны воспитывать его так, чтобы он был устойчив к негативному влиянию извне. И если ребенок занимается спортом, если у него есть другое интересное и полезное занятие или увлечение, если он знает, чего хочет, то никто не заставит его курить или пить. По-настоящему любящие, внимательные родители всегда заметят, что с их ребенком происходит что-то неладное. Но здесь не стоит забывать, что в воспитании подростков необходимо придерживаться «золотой середины», чтобы не оттолкнуть ребенка гиперопекой, излишним надзором. — Как научить ребенка отказываться от предложенных сигареты, алкоголя, наркотиков? — Конечно, наиболее эффективно такую психологическую уверенность можно получить, пройдя несколько тренингов. Но вообще, необходимо объяснить ребенку все так, чтобы он был уверен в том, что ему это не нужно ни для самоутверждения, ни для удовольствия — ни для чего. Акцентировать его внимание на том, что его жизнь полна, интересна и многогранна и без сигарет, алкоголя и наркотиков. Для этого, естественно, она действительно должна быть такой. И здесь задача родителей — понять, что на самом деле интересно ребенку, увлечь его чем-либо, чтобы его свободное время было посвящено творчеству, которое дает гораздо больший «драйв», чем тупое употребление наркотиков и поиск новых ощущений. Нужно объяснить ребенку, что все зависит от того, как, в какой форме отказываться. Кстати, неплохой способ — твердо сказать, что сегодня это не модно, что модно быть здоровым и доказывать свою самодостаточность силой ума и здоровьем. Ведь во всем мире о человеке и его благосостоянии говорит его здоровье, а не сигарета в зубах и стакан водки в руке. — Насколько эффективна ваша работа с социальными педагогами, со школьными психологами? — В районе Чертаново Южное хочется особенно отметить Ирину Юрьевну Гуськову и весь педагогический коллектив школы № 629. Они самостоятельно проводят профилактическую работу: организуют экскурсии для девиантных ребят в колонию для несовершеннолетних, приглашают нарколога из Наркологической больницы № 17. Возможно, для учащихся школы будет организовано посещение одного из отделений больницы, чтобы ребята могли лично пообщаться с людьми, больными наркоманией. Одна из учениц школы заняла 1-е место в городском конкурсе сочинений против табакокурения, который проходил в рамках соревнования между школами за лучший некурящий класс. Учащиеся школы проводили презентацию, писали сочинения, рисовали плакаты, составляли конвенцию о правах некурящих. С учащимися этой школы приятно работать, ведь даже ученики младших классов вполне серьезно протестуют против курения и приводят обоснованные доводы. Кроме того, во многих школах осуществляется строгий контроль: после пятого урока и до конца занятий детей не выпускают из школы без записки от учителя. Двери в туалеты держат открытыми, чтобы учителя могли видеть, есть ли дым. Также хочется отметить работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) муниципалитетов, которые помогают организовать свободное время школьников, ведь необходимо, чтобы ребята не только учились в школе, но и интересно и содержательно проводили свой досуг. Муниципалитет МО Чертаново Южное организует экскурсии, соревнования для школьников. Сотрудничает КДНиЗП и с центрами досуга, где работают различные кружки и секции. Так, в ДЮЦ «Виктория» существуют как платные, так и бесплатные кружки, которые могут посещать дети из малообеспеченных семей, из детского дома. Беседу вела Н. Первова
|
|||||