КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ


Статистика подросткового алкоголизма и наркомании с каждым годом становится все более удручающей. Именно поэтому своевременная профилактика пагубных привычек у детей приобретает все большее значение.
Профилактикой наркомании среди московских школьников занимаются сегодня сотрудники нескольких городских наркологических диспансеров (НД) и социальных центров. В их числе — психологи и врачи Наркологического диспансера № 1, который находится на территории Южного административного округа. Наш корреспондент встретился и побеседовал с одним из медиков-психологов диспансера Натальей Николаевной КАЙДАШЕВОЙ.

 

— В чем состоит Ваша деятельность как психолога?
— Консультативно-профилактическое отделение Наркологического диспансера № 1, где работают два врача и четыре психолога, занимается профилактикой наркомании, алкоголизма и табакокурения у подростков. Мы работаем в школах, детских домах, средних специальных учебных заведениях. В скором времени начнется эксперимент по сотрудничеству с родильными домами и женскими консультациями.
— Какие задачи ставят перед собой врачи?
— Наша задача — формирование личностей, устойчивых к алкоголю, табаку, наркотикам. Личность ребенка формируют прежде всего родители, поэтому мы считаем, что их нужно ориентировать на правильное воспитание детей уже на начальном этапе.
Ведь одна из причин, из-за которой дети начинают употреблять алкоголь и наркотики, — отсутствие взаимопонимания в семье.
— С какого возраста детьми вы работаете?
— К сожалению, следует отметить, что в старших классах уровень воздействия наших лекций не очень высок. Мне даже кажется, что в этом возрасте немного поздно начинать профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании.
За время своей работы мы сделали вывод, что начинать надо работать с детьми с 1–3-х классов. Это, к сожалению, возраст первых проб. Пока мы работаем со школьниками, начиная с 4–5-х классов. Гораздо эффективнее предупредить детей об опасности, пока они еще не пробовали курить, употреблять наркотики, чем потом пугать их возможными последствиями. Ведь особенность подросткового возраста в том, что ребенок, как правило, ищет непосредственного, незамедлительного эффекта и не задумывается о последствиях.
— Как проходит работа в школах?
— Работа эта складывается из нескольких составляющих — лекции, тренинги и индивидуальная консультационная работа. Лекции в основном проходят в форме дискуссии, для наглядности мы демонстрируем детям видеоматериалы. Мы стараемся вести беседу с ребятами так, чтобы они размышляли и самостоятельно отвечали на свои вопросы, но одной лекции недостаточно, ведь спустя несколько дней впечатления от рассказа и просмотра видеофильма забудутся. Следующий этап нашей работы — тренинги, на которых ребята проигрывают ситуации, когда им предлагают сигарету, алкоголь или наркотики, учатся говорить «нет» в такой момент. Противостоять компании сверстников достаточно тяжело, но когда у ребенка есть навык этого, ему уже легче отстаивать свое мнение.
Причин, по которым дети могут быть от чего-то зависимы, достаточно много. И на каждую из них мы стараемся воздействовать. Часто бывает, что у подростка есть проблемы с общением, и он закуривает, чтобы войти в компанию. Для таких детей мы проводим тренинги «Я в команде» и другие, которые позволяют им раскрепоститься. Если у ребенка существуют проблемы в семье, и он хочет, действуя назло, быть хуже, чем есть на самом деле, помогает индивидуальное консультирование. По просьбе педагогов или на основе самостоятельных наблюдений мы индивидуально работаем с проблемными детьми. А в детских домах мы вообще ведем только индивидуальную коррекционную работу.
— Часто ли дети сами обращаются за консультацией?
— Надо сказать, что у современных детей есть готовность работать с психологом. Те, кто хочет бросить курить, подходят, не стесняясь, просят подсказать, как избавиться от этой привычки. А вот те, у кого проблемы с алкоголем, наркотиками, сами не обращаются.
Но есть признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии наркотического опьянения. Это неадекватное поведение на уроках, постоянное состояние возбуждения или, наоборот, заторможенность. Если подросток даже в жару ходит в одежде с длинными рукавами, значит, возможно, он скрывает следы от уколов на руках.
Кроме того, учащихся колледжей преподаватели нередко застают за курением гашиша, находят в туалете шприцы. В московских школах немало токсикоманов.
Нередко тех, кто употребляет наркотики, можно вычислить даже по реакции на наш демонстрационный фильм — бывает, что ребята закрывают лицо руками, начинают нервничать. Иногда задают и вопросы, но говорят как бы не о себе, а о своих знакомых и друзьях.
— Всю эту работу вы проводите в течение одного дня?
— Нет, это целый комплекс мероприятий, который проводится в школах в течение всего учебного года. Мы работаем по заявкам и по договорам со школами. В Чертанове Южном мы побывали уже почти в половине школ района. Кстати, школа № 900 вошла в группу учебных заведений, где будет проводиться эксперимент по повышению эффективности профилактики, который пройдет в следующем учебном году. Он будет основан на организации обратной связи со школами, которые станут информировать нас о том, какие проблемы существуют у их учеников. Сначала будет проводиться беседа с родителями, учителями. После этого мы подготовим тесты, чтобы выявить проблемных детей. Школьники заполнят их с письменного разрешения родителей. А уже затем начнется работа непосредственно с детьми. Программа предполагает сотрудничество нашего отделения со школами, постоянный контакт детей с нами.

Продолжение следует.

Записала Н. Первова
Фото автора



Наркологический диспансер № 1 находится по адресу:
2-й Автозаводский пр-д, 4/5. Телефон консультативно-профилактического отделения:
675-45-97 (по вторникам).
 

 

 

       Рейтинг@Mail.ru