— Олег Евгеньевич, как финансировалась молодежная политика в столице в 2004–2005 годах, и какие средства из федерального и городского бюджетов будут направлены на эти цели в 2006 году?
— Финансирование молодежной политики осуществляется в рамках городской целевой программы «Молодежь Москвы» (2004–2006 годы). Особенность этой программы заключается в том, что в ней предусмотрено выделение средств не только Комитету по делам семьи и молодежи, но практически всем органам власти, которые так или иначе работают с молодежью. Приведу цифры: бюджет 2005 года по линии Комитета по делам семьи и молодежи составлял 400 миллионов рублей, другие получатели израсходовали на реализацию молодежной политики почти три миллиарда рублей. Наверное, в процентном соотношении это выглядит немного странно, но, с другой стороны, это и есть политика города, которая не сводится к реализации молодежных проблем через один орган власти — Комитет по делам семьи и молодежи, а призывает все органы власти на своей территории, в своей сфере выделять средства на эти цели. В 2006 году по линии Комитета планируется направить более 470 миллионов рублей и 3,2 миллиарда рублей по всем получателям в городе.
— Стартовал проект «Правительство дублеров». Для чего он задумывался?
— Проект «Студенческое правительство» — один из основных пунктов постановления правительства «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве». Молодежь должна знать, как устроена власть в городе, в котором живет, и иметь информацию о решениях, принимаемых государственными органами власти. И самое главное, на что направлен данный проект, — молодежь должна иметь возможность влиять на принятие этих решений. Студенческое правительство станет связующим звеном между городскими властями и молодежью Москвы. В проекте участвуют около 200 человек. 39 из них (18 юношей и 21 девушка), представляющие 33 столичных вуза, будут дублировать министров правительства, председателей Комитетов, префектов административных округов. Остальные претенденты составили кабинеты «членов правительства».
— Как проходил отбор кандидатур в студенческое правительство?
— Мэр города Юрий Лужков обратился к ректорам вузов с просьбой направить своих представителей для участия в проекте. Правила были следующие: каждый вуз мог направить одного-двух студентов, при этом рекомендации им должны были дать ректоры или проректоры и студенческий орган самоуправления. Мы получили около 182 предложений из 105 вузов. Отбор осуществлялся по нескольким критериям: тестирование, мнение самой команды, участие в определенного рода вопросах и ответах, так называемые интеллектуальные кредиты, которые кандидат мог набрать за активность, инициативность, менеджерские навыки. Во время выездных семинаров с будущими дублерами встречались мэр Москвы Юрий Лужков, его первые заместители Петр Аксенов, Людмила Швецова, Юрий Росляк, заместитель Валерий Виноградов, председатель Комитета территориальных органов исполнительной власти города Москвы Сергей Зверев и другие члены правительства. Уже в ходе встреч у ребят сложилось достаточно серьезное представление о городских органах власти. В результате этого общения и были объявлены 39 министров-дублеров и при них образованы кабинеты по 5–6 человек. Встречи с дублерами состоялись почти во всех Департаментах и Комитетах города. Есть Положение о «Студенческом правительстве», в котором говорится, что, например, задача префекта познакомить свой кабинет дублеров с территорией округа, показать статистический срез, то есть сколько находится на территории промышленных объектов, образовательных, культурных, медицинских учреждений, какая экология в округе и др. В отраслевых Департаментах дублеры должны познакомиться с деятельностью отрасли. Проект будет действовать в течение года, а затем произойдет ротация — замена «кабинетов министров» на новые. Безусловно, «костяк» ребят останется, но обновится около 80 процентов «членов правительства». Мы не ставим задачи задействовать в «Правительстве дублеров» как можно больше студентов, главное — сохранить преемственность кадров, создать резерв молодых способных руководителей.
— Кульминационный момент проекта наступит в августе, когда студенты во главе с мэром в течение месяца будут руководить городом...
— Да, в августе московское правительство, кроме мэра Москвы, уйдет в отпуск, и заседания городского правительства пройдут с участием студентов-дублеров. Ребят познакомили с их креслами в зале заседаний. Им показали не только парадные залы, холлы в здании правительства на Тверской, 13, но и рабочие кабинеты. А пока каждый вторник дублеры будут собираться по соседству с залом заседаний и наблюдать за действиями реального правительства по монитору. В основной зал будут приглашаться дублеры тех московских министров, вопросы чьих сфер деятельности будут рассматриваться. Члены студенческого правительства станут содокладчиками своих дублируемых. Перед заседаниями дублеры получат все материалы, касающиеся, например, ЖКХ или образования, студенты смогут обсуждать вопросы в вузах, с друзьями, со специалистами. Итогом их работы должна стать экспертная оценка принимаемого основным правительством решения. На августовские заседания будут вынесены вопросы, касающиеся молодежной политики, возможно, вопросы взаимодействия с высшими учебными заведениями, концепция программы «Молодежь Москвы» на 2007–2009 годы. Состоится около четырех заседаний, где дублеры обсудят 6–8 вопросов.
— Когда и каким образом будет реализовываться проект «Молодежный парламент»?
— Работа по его созданию уже развернулась. Думаю, через месяц-два в Мосгордуме появится молодежный парламент, аналогичный «Правительству дублеров». Еще раз подчеркну: перед Правительством Москвы не стоит задача сделать какой-либо проект и на этом остановиться. Реализовывать молодежную политику можно только вместе с молодежью и комплексно, особенно в таком городе, как Москва. Здесь нельзя ограничиваться проектами, охватывающими 30 или 300 человек. В Москве проживает почти два миллиона молодых людей, целая молодежная страна. И потому направления работы с молодежью должны быть разными, как со студентами, так и со старшеклассниками, рабочими, служащими.
— Молодежная политика затрагивает различные сферы — социальную, образование, культуру, физкультуру и спорт. Как увязать межведомственные задачи, решаемые городскими комитетами, на уровне округов, районов?
— С 1 января нынешнего года впервые за время существования Комитета по делам семьи и молодежи (а Комитет существует 15 лет) в округах создаются управления по делам семьи и молодежи. Назрела необходимость координировать работу с молодежью на территории округа и, с другой стороны — реализовывать единую молодежную политику в городе. Мы будем ставить вопрос о том, чтобы подобные структуры были образованы и в управах районов.
— Одно из направлений молодежной политики — создание молодежных движений и организаций. Какова в этом роль Комитета по делам семьи и молодежи?
— Я являюсь противником того, чтобы в стране была единая партия или молодежная организация, которая бы устанавливала и диктовала свои эксклюзивные решения. Организаций должно быть много. Другое дело, какая из них добивается успехов. Здесь надо подходить не по формальному, численному признаку, а по тому, какие объединения интересны самим молодым людям. Есть очень сильные общественные организации (они могут быть зарегистрированы или не зарегистрированы), которые охватывают достаточно большой круг людей. Например, компьютерщики, байкеры, экстремалы или фаны. Кстати, недавно городские клубы болельщиков попросили помочь им в создании Московского объединения болельщиков (МОБ). Они поняли, что многие вопросы лучше решать сообща. А для этого нужна какая-то структура. И мы пошли навстречу — помогли зарегистрироваться, предоставили зал для встреч. Такой логики в отношениях хотелось бы придерживаться и с другими молодежными объединениями.
В задачу Комитета по делам семьи и молодежи не входит создание молодежных движений и организаций. Но мы заинтересованы в этом. Считается, что молодежные организации должны себя зарекомендовать, чтобы претендовать на городскую поддержку. Мое мнение — молодежным организациям надо помогать в период их становления, когда есть энергия, есть идея. Нужно помочь в том, как зарегистрироваться, как правильно написать устав, выбрать систему отчетности выборных органов.
Что же касается финансовой поддержки, то она предоставляется молодежным организациям в соответствии с законом «О молодежи» на конкурсной основе. Более 200 некоммерческих общественных организаций ежегодно участвуют в конкурсах. Поддерживаются те проекты и программы, которые носят общегородской характер.
— На государственной службе состоит немало руководителей, возраст которых более 60 лет. Не считаете ли Вы, что эта категория государственных чиновников в силу своего возраста «тормозит» продвижение молодых кадров...
— Вопрос, не скрою, тяжелый. Он тяжелый не только для Москвы. Но его надо решать. Мэр поставил такую задачу. Речь ни в коем случае не идет о какой-то кадровой чехарде или кадровой смене тех, кому за 50–60 лет. Но во власти должна быть преемственность поколений. А она никогда не выстроится, на мой взгляд, если есть большой возрастной разрыв. С другой стороны, если человек профессионал, «тянет» дело, я считаю, менять его не стоит, сколько бы лет ему ни было. Но тогда в его команде должны быть специалисты разных возрастов. Они имеют свежий взгляд на жизнь, по-другому смотрят на те или иные вопросы. Поэтому мэр города поручил членам правительства подобрать себе заместителей не старше 35 лет. Или другой пример. Недавно прошел конкурс на замещение вакантных должностей в окружные управления по делам семьи и молодежи, и возраст самого молодого победителя — 24 года, средний же возраст соискателей — 30–35 лет. Это руководители, которые возглавят работу с молодежью в миллионных округах.
— Ежегодно проводится конкурс «Если бы я был главой управы». Что он дает?
— Во многих округах есть собственный положительный опыт проведения подобных конкурсов. Где-то возникает проект «Если бы я был главой управы», где-то — «Мой двор — спортивный двор». Этот очаг нужно не просто лелеять и укреплять, а развивать и тиражировать. И неважно, если в таких проектах примут участие 20 или 80 процентов юных москвичей. Его главная цель — развитие социальной активности молодого поколения и выявление наиболее талантливых ребят, которые впоследствии могли бы работать в органах власти столицы.
По материалам Пресс-центра МГД