ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Начало работе в России комиссии по делам
несовершеннолетних было положено декретом Советской власти от 17 января
1918 г., который определил политику государства, направленную на
социальное воспитание детей и подростков, на применение к ним мер
воспитательного и принудительного характера.
Статья 2 декрета «О комиссиях по делам
несовершеннолетних» гласила, что «дела несовершеннолетних обоего пола до
17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению
комиссией по делам несовершеннолетних».
В компетенцию первых комиссий также входила работа по спасению
голодающих детей, ликвидации беспризорности, созданию специальных
детских учреждений для малолетних правонарушителей.
Вновь созданные комиссии по делам несовершеннолетних в то время
находились в ведении Наркомата общественного призрения и состояли из
представителей трех ведомств: Наркомата общественного призрения (будущая
социальная служба), прокуратуры и юстиции. Кроме того, в комиссию
обязательно включался врач.
Комиссии по делам несовершеннолетних начала 1920-х гг. рассматривали все
уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние
решением комиссии освобождались от уголовной ответственности и в
основном направлялись в одно из так называемых «убежищ» Наркомата
общественного призрения сообразно характеру деяния. Комиссии по делам
несовершеннолетних занимались организацией социальных служб по изучению
личности и условий жизни несовершеннолетних.
В июле 1920 г. Советской властью была утверждена первая инструкция о
работе комиссий по делам несовершеннолетних, которая ликвидировала право
комиссий рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних и
передавала их в ведение органов юстиции. Основная задача комиссий была
определена как оказание медико-психологической, педагогической и
социальной помощи несовершеннолетним. Вместе с тем окончательное решение
о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а комиссия
по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам комиссии материалы
уголовного дела, и решение принималось коллегиально.
Заседания комиссий были публичными, с присутствием прессы, однако в
отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность.
Но реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах, ведь
подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне
серьезные и опасные преступления, а бороться с ними у комиссий не было
средств.
В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства
проект декрета «О суде над несовершеннолетними», утвержденный
постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.
В отличие от декрета 17 января 1918 г. новый декрет допускал передачу
дел несовершеннолетних в возрасте с 14 до 18 лет в народный суд, если
комиссия по делам несовершеннолетних установила невозможность применения
к ним медико-педагогических мер.
В начале 1930-х гг. во время репрессий была усилена карательная функция
комиссий по делам несовершеннолетних. Борьба с преступностью
несовершеннолетних использовалась как способ выявления «врагов народа»,
например среди родителей подростков, совершивших те или иные
правонарушения. Был снижен возраст уголовной ответственности
несовершеннолетних с 14 до 12 лет. Как последней инстанции комиссиям
было дано право приговаривать подростков к высшей мере наказания.
В 1935 г. Постановлением ВКПб комиссии по делам несовершеннолетних как
органы по защите прав детей были ликвидированы, как отмечалось в
постановлении, — для повышения ответственности самих несовершеннолетних
и их родителей за совершенные детьми преступления. Функции комиссии, как
и у взрослых, подменили «чрезвычайные тройки».
Вновь комиссии по делам несовершеннолетних возродились лишь в период
«хрущевской оттепели» — 1956–1958 гг. (в разных Республиках СССР).
Комиссиям была возвращена роль органа, координирующего всю работу по
профилактике детской безнадзорности и правонарушений в том же виде, как
и в начале 1920-х гг.
Первый закон о комиссиях по делам несовершеннолетних был утвержден в
1967 г. — Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» впервые определил
субъекты системы профилактики и возложил на комиссию координирующую роль
в этой работе и функцию по защите прав детей..
.