|
МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
ШКОЛА
ПЕРЕХОДИТ В РУКИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Необходимость развития общественного управления школами назревает уже давно. В течение десятилетий в средних учебных заведениях
существует институт родительских комитетов, который считается сейчас начальной формой общественного самоуправления в школе. На деле комитеты имеют возможность влиять на школьные дела лишь на уровне класса, а их деятельность в основном ограничивается пополнением материально-технической базы школы и организацией досуга учащихся. В такой ситуации у многих родителей опускаются руки, поскольку они никак не могут повлиять на ход образовательного процесса. Поэтому в случае конфликта простейшим способом решения проблем ребенка становится его перевод в другую школу, экстернат, занятия с репетитором.
Между тем управление школьными делами, строящееся на демократической основе, предполагает, что участвовать в нем будет не только администрация учебного заведения, но и его учредители, педагоги, родители, ученики, бывшие выпускники и их родители, общественные деятели и предприниматели. Управляющие советы должны влиять на совершенствование учебного и воспитательного процессов, обновление материально-технической базы, определять пути развития школы и находить ресурсы для этого развития. Закон «Об образовании» Российской Федерации называет управляющий совет одной из форм школьного управления. В него могут входить от 11 до 25 выборных членов, причем родителей среди них должно быть не менее трети, но и не более половины. Возглавить управляющий совет имеют право только родители или представители общественности.
В функции управляющих советов входит согласование сметы бюджетного финансирования, распределение внебюджетных средств, определение перечня предметов так называемого «школьного» компонента учебного плана, профилей обучения в старшей школе, решение вопросов финансирования программы дополнительного образования.
Кроме того, управляющие советы вправе решать, каким будет режим работы школы, ее внутренний распорядок, определять продолжительность и график каникул. Управляющий совет имеет право рекомендовать уволить учителя, который не устраивает детей и родителей, а после перехода школы на нормативное финансирование сможет влиять на зарплату учителей, доплачивая лучшим из них.
Кстати, в Великобритании, где практика работы общественных советов при школах широко распространена, существует даже государственная Ассоциация управляющих советов, насчитывающая в своих рядах около 200 000 человек. Выступая посредником между школами и государством, она имеет такое влияние, что любой законопроект, касающийся образования, должен получить ее одобрение. Управляющие советы в Англии выбирают подходящие кандидатуры учителей, утверждают представленную кандидатуру директора, не говоря уже о выборе учебного плана и контроле за расходованием финансовых средств школы и многом другом.
В России эксперимент по созданию управляющих советов в школах начался в январе 2005 г. Сегодня в нем участвуют Москва, Московская, Калининградская и Тамбовская области, Республика Карелия, Красноярский край — около 90 школ в шести регионах.
Деятельность управляющих советов не ограничивается только школьными стенами. Так, по просьбе членов управляющего совета образовательного центра № 548 «Царицыно», на улице, проходящей рядом со школой, установили несколько «лежачих полицейских».
В Москве работа по созданию управляющих советов пока идет лишь в отдельных школах. Об одной из них — СОШ № 629, расположенной в районе Чертаново Южное, — мы рассказывали в прошлом номере нашей газеты.
Как отмечают методисты Министерства образования РФ, такие организации должны возникать по инициативе общественности, администрации школ, а не распоряжением «сверху». Необходимость этого должны почувствовать сами участники образовательного процесса. А министерство должно помогать лишь методическими советами, организуя обмен опытом между учебными заведениями.
Именно так создается управляющий совет в школе № 1178. В начале февраля здесь прошла 10-я внутришкольная конференция, посвященная предстоящим выборам в управляющий совет школы.
На конференции директор школы М.Р. Бычкова рассказала, что в учебном заведении с 1995 г. действует Совет школы, в который входят непосредственные участники образовательного процесса — родители учащихся и выпускников, решившие продолжать работу в школьных стенах и после того, как их дети закончили учебное заведение. Совет попечителей и актив родителей помогали учителям в пополнении материально-технической базы школы и культурно-просветительской деятельности.
В марте 2006 г. пройдут выборы в управляющий совет среди учеников школы, родителей и учителей. В состав Совета, который будет утверждать учредитель школы, войдут 20 человек: 2 старшеклассника, 8 родителей, 9 учителей, 1 человек, назначенный учредителем. Управляющий совет будет принимать устав школы, распределять бюджетные средства. Его члены будут работать в организационно-педагогической, социально-правовой, финансово-хозяйственной и других комиссиях.
Создание Совета позволит объединить все сферы школьной жизни и обеспечить прозрачность финансовых потоков в учебном заведении. С переходом на нормативное финансирование у членов Совета появится возможность взять в свои руки решение всех внутришкольных вопросов, вплоть до назначения зарплаты учителям, ремонта классов и определения программ обучения.
Н. Первова
Фото автора
|
|