|
МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
ПУТИ
ОБРАЗОВАНИЯ
У
современной школы часто возникают
проблемы, связанные с недостатком
финансирования, организацией учебного
процесса и управления им. При этом
многим образовательным учреждениям,
чутко реагирующим на происходящие в
мире изменения, удается достаточно
эффективно решать их.
18
января на семинар в школе № 629
собрались директора школ трех районов
Южного округа: Чертаново Южное,
Чертаново Центральное и Чертаново
Северное. Методические семинары среди
педагогов и управленцев в сфере
образования — явление далеко не новое.
Наоборот, учителям, работающим со столь
живым и восприимчивым «материалом» как
дети, просто необходимо постоянно
делиться опытом. В 2005/2006 учебном году
педагогический коллектив школы № 629
продолжает работу по развитию личности
учащихся на основе образовательной,
развивающей и воспитательной среды.
Для создания условий развития
творческих способностей детей,
адаптации их в современных условиях, а
также организации досуга во внеурочное
время, в школе сформирован блок
дополнительного образования. В
последние годы у школ, кроме
традиционных, появились новые проблемы,
пути решения которых специалисты
только начинают нащупывать. Прежде
всего, это планирование финансово-хозяйственной
деятельности школ. В условиях
бюджетного дефицита школы стали,
используя положения Закона об
образовании, переходить на
самостоятельное ведение финансовой
деятельности. В частности, школа № 629
стала участником окружного
эксперимента по нормативному
финансированию. В школе создано специальное
финансово-хозяйственное подразделение,
работа которого контролируется
Управляющим советом. Рациональный
подход к распределению средств
позволяет направлять сэкономленные
деньги на ремонт школы и расширение ее
материально-технической базы. Такой
результат достигается благодаря тому,
что школа создала автономную
некоммерческую организацию «Ученик»,
которая на площадях школы готовит
питание для учащихся. Это позволяет
сэкономить на привозе горячего питания,
а установка регулирующей аппаратуры
способствует экономии энергоресурсов
Расчеты по коммунальным платежам
осуществляются не по существующим
утвержденным нормативам, а по факту, с
помощью снятия показаний с
установленных в школе счетчиков. Еще
одна сфера, которую предстоит
развивать московским школам —
самоуправление в стенах
образовательного учреждения.
Управляющий совет школы № 629
осуществляет не только контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью,
но и помогает в управлении школьными
делами, позволяет, избегая конфликтов,
находить пути решения всех насущных
проблем. В Совет школы входят
выдвинутые своими коллективами 6
сотрудников школы, 6 родителей, 4
ученика и 4 человека квотированных. По
словам директора школы, А.И. Панькова,
участие в управлении школьными делами
учит ребят тому, что все проблемы можно
и нужно решать цивилизованным путем,
ведь ученики школы получают реальную
возможность влиять на школьную
политику. Работа Совета способствует
обеспечению прозрачности всех
процессов, происходящих в школе, а
любую информацию, касающуюся ее
жизнедеятельности, делает доступной.
Еще один важный шаг к цивилизованной
структуре работы образовательных
учреждений — появление в некоторых
школах Южного округа должности «омбудсмена»
— защитника прав участников
образовательного процесса. В школе № 629
эта выборная должность появилась в
2002/2003 учебном году. Кандидатов на эту
должность здесь выбирают участники
образовательного процесса (родители,
учителя, дети). Сейчас обязанности
омбудсмена исполняет преподаватель
математики, заместитель директора по
социальной защите детей И.Ю. Гуськова. В
свете событий последних нескольких лет
все более актуальным становится вопрос
безопасности детей в школе. Так, в
прошлом году во всех средних
общеобразовательных учреждениях
района Чертаново Южное были
установлены «тревожные кнопки»,
заключены договоры с вневедомственной
охраной. Это достаточно эффективный
способ защиты детей: при возникновении
какой-либо опасности охранник нажимает
кнопку и в течение 5–7 минут экипаж
вневедомственной охраны прибывает на
место. В школе № 629 были приняты
дополнительные меры по обеспечению
безопасности: по периметру ее здания
было установлено несколько камер
видеонаблюдения, что позволило
повысить качество охраны школы. Ее
здание соседствует с Битцевским
лесопарком, и в 2005 г. расположенные со
стороны леса окна часто разбивали и
даже проникали через них внутрь школы.
Особое внимание на семинаре уделили
проблемам воспитания молодых
педагогов в школе, повышения уровня их
компетентности, ведь, по словам
участников встречи, компетентность
педагога — это не только его уровень
знаний предмета. Преподаватель должен
иметь широкий кругозор и уметь
взаимодействовать с людьми, что
является едва ли не самым важным для
любого педагога. Участники семинара
отметили, что молодые учителя должны
иметь возможность получать знания и
навыки, касающиеся методов
преподавания, от своих более опытных
коллег, а также на специальных
тренингах. «Конечно, школа XXI века уже
не может сохранять старую структуру, но
ее реформирование не должно сводиться
к сокращению количества учебных часов,
ведь в российской системе образования
есть гораздо более серьезные проблемы»,
— отмечают руководители школ.
С.
Германова Фото автора
|
|