МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


 

ПУТИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

У современной школы часто возникают проблемы, связанные с недостатком финансирования, организацией учебного процесса и управления им. При этом многим образовательным учреждениям, чутко реагирующим на происходящие в мире изменения, удается достаточно эффективно решать их.

18 января на семинар в школе № 629 собрались директора школ трех районов Южного округа: Чертаново Южное, Чертаново Центральное и Чертаново Северное. Методические семинары среди педагогов и управленцев в сфере образования — явление далеко не новое. Наоборот, учителям, работающим со столь живым и восприимчивым «материалом» как дети, просто необходимо постоянно делиться опытом. В 2005/2006 учебном году педагогический коллектив школы № 629 продолжает работу по развитию личности учащихся на основе образовательной, развивающей и воспитательной среды. Для создания условий развития творческих способностей детей, адаптации их в современных условиях, а также организации досуга во внеурочное время, в школе сформирован блок дополнительного образования. В последние годы у школ, кроме традиционных, появились новые проблемы, пути решения которых специалисты только начинают нащупывать. Прежде всего, это планирование финансово-хозяйственной деятельности школ. В условиях бюджетного дефицита школы стали, используя положения Закона об образовании, переходить на самостоятельное ведение финансовой деятельности. В частности, школа № 629 стала участником окружного эксперимента по нормативному финансированию. В школе создано специальное финансово-хозяйственное подразделение, работа которого контролируется Управляющим советом. Рациональный подход к распределению средств позволяет направлять сэкономленные деньги на ремонт школы и расширение ее материально-технической базы. Такой результат достигается благодаря тому, что школа создала автономную некоммерческую организацию «Ученик», которая на площадях школы готовит питание для учащихся. Это позволяет сэкономить на привозе горячего питания, а установка регулирующей аппаратуры способствует экономии энергоресурсов Расчеты по коммунальным платежам осуществляются не по существующим утвержденным нормативам, а по факту, с помощью снятия показаний с установленных в школе счетчиков. Еще одна сфера, которую предстоит развивать московским школам — самоуправление в стенах образовательного учреждения. Управляющий совет школы № 629 осуществляет не только контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, но и помогает в управлении школьными делами, позволяет, избегая конфликтов, находить пути решения всех насущных проблем. В Совет школы входят выдвинутые своими коллективами 6 сотрудников школы, 6 родителей, 4 ученика и 4 человека квотированных. По словам директора школы, А.И. Панькова, участие в управлении школьными делами учит ребят тому, что все проблемы можно и нужно решать цивилизованным путем, ведь ученики школы получают реальную возможность влиять на школьную политику. Работа Совета способствует обеспечению прозрачности всех процессов, происходящих в школе, а любую информацию, касающуюся ее жизнедеятельности, делает доступной. Еще один важный шаг к цивилизованной структуре работы образовательных учреждений — появление в некоторых школах Южного округа должности «омбудсмена» — защитника прав участников образовательного процесса. В школе № 629 эта выборная должность появилась в 2002/2003 учебном году. Кандидатов на эту должность здесь выбирают участники образовательного процесса (родители, учителя, дети). Сейчас обязанности омбудсмена исполняет преподаватель математики, заместитель директора по социальной защите детей И.Ю. Гуськова. В свете событий последних нескольких лет все более актуальным становится вопрос безопасности детей в школе. Так, в прошлом году во всех средних общеобразовательных учреждениях района Чертаново Южное были установлены «тревожные кнопки», заключены договоры с вневедомственной охраной. Это достаточно эффективный способ защиты детей: при возникновении какой-либо опасности охранник нажимает кнопку и в течение 5–7 минут экипаж вневедомственной охраны прибывает на место. В школе № 629 были приняты дополнительные меры по обеспечению безопасности: по периметру ее здания было установлено несколько камер видеонаблюдения, что позволило повысить качество охраны школы. Ее здание соседствует с Битцевским лесопарком, и в 2005 г. расположенные со стороны леса окна часто разбивали и даже проникали через них внутрь школы. Особое внимание на семинаре уделили проблемам воспитания молодых педагогов в школе, повышения уровня их компетентности, ведь, по словам участников встречи, компетентность педагога — это не только его уровень знаний предмета. Преподаватель должен иметь широкий кругозор и уметь взаимодействовать с людьми, что является едва ли не самым важным для любого педагога. Участники семинара отметили, что молодые учителя должны иметь возможность получать знания и навыки, касающиеся методов преподавания, от своих более опытных коллег, а также на специальных тренингах. «Конечно, школа XXI века уже не может сохранять старую структуру, но ее реформирование не должно сводиться к сокращению количества учебных часов, ведь в российской системе образования есть гораздо более серьезные проблемы», — отмечают руководители школ. 

С. Германова Фото автора

 
 

       Рейтинг@Mail.ru