В современных политических условиях коррупция обоснованно рассматривается как одна из угроз не только отдельным государствам, но и мировому сообществу в целом. В связи с этим при формировании в Российской Федерации антикоррупционной политики и мер по ее реализации самым серьезным образом учитывались положения основополагающих международных актов в сфере противодействия коррупции, призванные сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику государства на международном уровне. В первую очередь это Конвенция ООН против коррупции 2003 г., которую Российская Федерация подписала в декабре 2003 г. и ратифицировала в марте 2006 г., а также Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., ратифицированная Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. Разработка мер по противодействию коррупции, преж де всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в рамках скоординированной антикоррупционной политики стала настоятельной необходимостью в контексте обеспечения развития страны в целом.

В частности, Конвенция ООН против коррупции предусматривает необходимость криминализации ряда деяний, пока не относимых российскими законами к криминальным. Так, статья 20 Конвенции предписывает криминализировать «незаконное обогащение». Этот термин означает значительный рост активов публичного должностного лица, явно превышающий его официальные доходы. Например, если должностное лицо помещает на свой банковский счет или на счет своих родственников значительные сум мы, не соответствующие его официальным доходам, государство должно иметь право знать источник этих финансовых средств. Бремя доказывания правомерного происхож дения этих средств ложится на чиновника.

На сегодняшний день в Российской Федерации создана соответствующая потребностям времени и международным обязательствам правовая основа противодействия коррупции. Естественно, ее элементы требуют дальнейшего уточнения, а сама система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, в том числе с учетом международного опыта. Но даже самое безукоризненноезаконодательство имеет практическое значение лишь в том случае, если оно грамотно применяется. Поэтому ближайшим приоритетом в деятельности государственных органов должна стать организация правоприменения и исполнения уже принятых решений.

Надзор за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции — одна из важнейших задач органов прокуратуры. В целях совершенствования работы по реализации Национального плана противодействия коррупции, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов округа по вопросам борьбы с коррупцией в органах государственной власти, местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органах, а также совершенствования уровня и состояния взаимодействия указанных органов в деятельности по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности и разработки системы мер предупредительного характера распоряжением прокурора ЮАО города Москвы утвержден состав межведомственной рабочей группы правоохранительных органов округа по согласованию и реализации антикоррупционных мер. Заседания межведомственной рабочей группы проводятся ежемесячно.

Результатом целенаправленной и систематической деятельности в указанной сфере является слаженность действий правоохранительных органов округа, в том числе оперативно-розыскного блока, и, как следствие, постепенное увеличение количества возбужденных уголовных дел коррупционной направленности.

Прокурор округа старший советник юстиции И.Н. Кукса