Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» начал активно применяться на практике. Он вносит существенные изменения в вопросы регулирования этой сферы.

О новом законе, определяющем основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие принципы обеспечения пожарной безопасности, рассказывает главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кириллов.

— Какие важнейшие изменения произошли в сфере пожарной безопасности в связи с вступлением в силу Технического регламента?

— Для понимания необходимости принятия данного закона вспомним, что раньше мы жили в иной социальноэкономической формации. Все вокруг было народное, а значит, государственное. Сейчас виды собственности разные, и вопрос сохранности этой собственности— уже во многом задача не только государства, но и собственника. Соответственно, и выбор способа противопожарной защиты объекта — тоже его прерогатива. Теперь на законном уровне реализуется конституционное право собственника распоряжаться своим имуществом, в том числе и рисковать им. Это один из приоритетов Технического регламента, на которые должны обращать внимание как собственники, так и те, кто контролирует их деятельность в области обеспечения пожарной безопасности.

— Что подразумевает возможность выбора собственником способа пожарной защиты своего объекта?

— Есть требования, которые подлежат безусловному выполнению. Они все указаны в Техническом регламенте. Их немного, особенно если сравнивать с тем, что мы имели раньше в почти двух тысячах нормативных документах, где содержалось до 150 тысяч обязательных требований.

Во исполнение Технического регламента выпущен блок документов — сводов правил и стандартов, которые носят характер добровольного применения.

— Законодатель предусмотрел срок в девять месяцев с момента принятия закона до вступления его в силу. С чем это связано?

— В развитие закона необходимо было создать достаточно большой пакет нормативных актов. На сегодняшний день действует уже 12 сводов правил. Они содержат требования к путям эвакуации, к установке пожарной сигнализации, установкам пожаротушения, к системам дымоудаления, оповещения о пожаре и т. д. Собственник может самостоятельно решать для себя, что из этого взять, а что сделать посвоему.

Еще один важный момент — добровольное выполнение свода правил является подтверждением исполнения требований Технического регламента. Если вы добровольно выполняете нормы, прописанные в этих документах, значит, соблюдаете Технический регламент, то есть исполняете закон. Если вы не выполняете рекомендации, а применяете иные формы и методы защиты своего объекта, то должны иметь собственную доказательную базу, что они обеспечивают требуемую безопасность.

Что касается подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, то здесь появились принципиально новые положения. Помимо традиционных способов контроля, каким был и остается государственный пожарный надзор, введен институт независимой оценки риска, то есть закон предлагает собственнику самому выбрать форму подтверждения соответствия своего объекта требованиям пожарной безопасности.

— Технический регламент о требованиях пожарной безопасности вводит такое понятие, как пожарная декларация. Как предстоит работать с этим документом?

— Декларация — это еще одна принципиально новая черта Технического регламента. Такого еще никогда не было. Позиция крайне важная, потому что, заполняя декларацию, собственник не только уведомляет Госпожнадзор как уполномоченный орган в том, что его объект соответствует требованиям пожарной безопасности, но при этом вооружает себя знаниями и закона, и тех требований, которые в нем прописаны.

Чтобы заполнить декларацию, необходимо привести состояние объекта в соответствие с требованиями закона. А кто может дать квалифицированное заключение? Можно пригласить инспектора Госпожнадзора, а можно и независимого аудитора. Эксперт не только все проверит, но и при необходимости выдаст рекомендации, как привести объект в должное состояние.

Декларация направляется в орган Государственного пожарного надзора в уведомительном порядке. Отказать в приеме декларации могут только в одном случае: если она неправильно оформлена — нет адреса, есть какие-то неточности. По этому поводу издан соответствующий приказ МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91, им утверждена форма и порядок регистрации декларации. Приказ зарегистрирован в Минюсте и является обязательным для применения. Сотрудник Госпожнадзора, курирующий данный объект, принимает декларацию, регистрирует и подшивает в наблюдательное дело.

А вот как собственник соблюдает требования закона, как выполнены мероприятия, которые он указал в декларации, в полном ли объеме реализованы требования, предусмотренные Техническим регламентом, — это все выясняется в процессе плановых мероприятий по надзору.

— Закон дает собственнику большую свободу в выборе форм и методов обеспечения пожарной безопасности. Но при этом государство снимает с себя и определенную долю ответственности в случае чрезвычайной ситуации. Кто будет возмещать потери, если пожар все-таки произойдет?

— Сегодня имеются два пути: первый, когда ответственность берет на себя сам собственник, второй, когда он страхует свои риски. И вот здесь появляется третья сила, которая в новом правовом поле должна начать активно бороться за исполнение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности — это страховые компании.

Во всем цивилизованном мире механизм страхования работает очень эффективно. При определении суммы страховых сборов с того или иного объекта необходимо иметь объективную картину уровня его защиты. И здесь уже совершенно бессмысленной будет выглядеть попытка договориться со страховщиком, как это иногда еще пытались сделать с инспектором Госпожнадзора. Страховщик рискует собственными деньгами! Другими словами, это и есть механизм экономического воздействия: или пунктуально выполнить требования Технического регламента, или платить повышенный страховой коэффициент. Опять-таки выбор за собственником! На деле — реальное снижение административных барьеров и в то же время — осознанная необходимость исполнения Федерального закона № 123-ФЗ.

Руководитель пресс-службы Управления по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве Н.В. Еремина