Проблема нехватки детских садов — одна из острейших в современной России. На начало текущего года в целом по стране в очереди в детские сады стояли 1 700 000 ребятишек. В столице ситуация не столь удручающая: возвращать детские дошкольные учреждения в городскую собственность, а также строить новые власти начали еще три года назад. Сотни новых детских садов позволили сократить очередность до минимума, а в большинстве московских районов она вовсе отсутствует. Один из них — район Чертаново Южное.

Какие сегодня проблемы стоят перед работниками дошкольного образования наш корреспондент решил узнать у депутата муниципального Собрания, члена политсовета местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заслуженного учителя РФ, заведующей детским садом № 741 Н.А. Струнилиной.

— Дефицит мест в дошкольных учреждениях, который наблюдался в Москве с середины 1990-х годов, обусловлен несколькими причинами. Назову лишь некоторые: приток мигрантов, продажа и перепрофилирование ведомственных садов, не будем также забывать, что в последнее время в столице отмечается стабильный рост рождаемости. Обострил ситуацию и тот факт, что темпы строительства детских садов до 2010 года отставали от утвержденного графика, — рассказывает Нина Александровна.

Зато в этом году тысячи молодых мам смогли устроить своих детей в дошкольные учреждения и вернуться к трудовой деятельности либо продолжить учебу. В нашем районе очередь в детские сады практически отсутствует, и даже если нет возможности устроить ребенка в детсад по месту жительства, то есть в ближайший, его направляют в соседний.

Ожидается, что в следующем году население Чертанова Южного увеличится на шесть–семь тысяч человек, однако молодым семьям волноваться не стоит. В новом мик рорайоне у станции метро «Улица Академика Янгеля» будет возведен современный детский сад на 125 мест.

В каждодневной работе мне как заведующей приходится решать множество проб лем — текущий ремонт помещений, благоустройство, материальное обеспечение.

Все это занимает немало времени, однако не менее важно сохранять доброжелательный климат в коллективе, находить контакт с родителями и, конечно же, с детьми.

Приятно отметить, что в столичной системе дошкольного образования практически нет дефицита кадров. Я слышала, что во многих регионах средний возраст сотрудников детских садов 60 лет. У нас все иначе. На работу приходят молодые талант ливые специалисты, большая часть из которых имеет выс шее образование. И особенно приятно, что в последнее время к нам на работу приходят мужчины. У нас трудятся два представителя сильной половины человечества — педагог по физическому воспитанию и психолог. Я считаю, что мужчины в педагогическом коллективе крайне необходимы.

Судите сами, ребенок попадает в сад в двух-трехлетнем возрасте и сразу оказывается в чисто женской компании и находится в ней как минимум до школы. Если учесть, что многие дети воспитываются в неполных семьях, состоящих из мамы и бабушки, то общение с мужчинами для них крайне важно. В первую очередь я, конечно же, имею в виду мальчишек.

Отдельно хочется рассказать о психологической помощи, которую получают наши дети и их родители. Наш специалист, кстати, выпускник МГУ, «ведет» детей с самого раннего возраста. Основная его задача — подготовить малыша к смене обстановки, ведь, оказываясь в детском саду, многие дети, особенно те, у кого нет братьев и сестер, переживают шок. Часть из них совершенно не умеют жить в коллективе. Наша задача — подготовить их к «взрослой» жизни. Не менее важна помощь психолога нашим выпускникам. Грань между садом и школой очень ощутима для маленького человека, ведь ему предстоит привыкнуть к новому коллективу, распорядку, научиться быть ответственным.

Мое мнение, что многие родители проявляют излишнюю активность, готовя ребенка к школе. Некоторые из них начинают водить малышей на подготовительные занятия уже с трех-четырех лет, совершенно забывая о том, что во все времена подготовка к школе лежала на плечах работников дошкольного образования, и мы всегда с ней справлялись. Шесть-семь лет для маленького человека — уникальный возраст. Он делает качественный скачок в своем развитии, который люди старшего возраста могут преодолеть лишь за десятилетие.

Поэтому важно не столько научить ребенка читать и писать, а подготовить его к большим изменениям в жизни. Однако не надо забывать, что главное составляющее звено в воспитании человека — семья, и до 90% воспитания ребенка закладывается именно в раннем возрасте.

Моя работа в детском саду тесно переплетается с деятельностью, которую я веду как депутат муниципального Собрания. Как члену комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мне приходится участвовать в решении семейных конфликтов, проводить профилактическую работу в так называемых неблагополучных семьях.

Считаю, что в выявлении неблагополучных семей долж ны участвовать все службы, с которыми сталкивается ребенок, начиная с врачей роддома, патронажной медсестры, участкового врача до юриста детской поликлиники и воспитателей в детском саду — каждый из них видит, в каком положении находится семья. Мы должны помогать таким семьям — оказывать психологическую поддержку, давать консультации, привлекать к участию в жизни детского сада, чтобы они приходили туда, наб людали за успехами детей. Иначе позднее мы столкнемся с неблагополучием следующих поколений детей, которых приведут к нам наши бывшие воспитанники.

Таких примеров у нас немало.

Реальная помощь и психологическая поддержка требуется и родителям детей-инвалидов.

На их плечах лежит нелегкий груз, и им очень нужна поддержка, источник, из которого они могли бы черпать оптимизм и внутренние силы.

Подготовил Д. Спасский__