«В нашей школе есть учитель ИЗО.

Ее зовут Воронина Людмила Николаевна. Это добрый, веселый и понимающий человек.

Она часто посещает детские дома, интернаты и дома престарелых. Своими картинами и рисунками учащихся она вносит в жизнь этих людей добро, тепло и красоту». Подпись — Алена Павлова из 4 «В».

Это трогательное послание жительница нашего района Л.Н. Воронина бережно хранит в папке.

Для учителя детское непосредственное, искреннее спасибо — это настоящее сок ровище. Также памятно благодарственное письмо за бесплатное обучение изобразительному искусству деревенских детей в Рязанской области. «Это дорого моему сердцу», — улыбается Людмила Николаевна.

Про таких людей, как она, говорят: человек удивительной судьбы — педагог с тридцатилетним стажем работы, психолог, деятель культуры, художник, пишет стихи и притчи. А началось все с юношеской влюбленности в химию, которая со временем превратилась в профессию: за плечами химфак МГУ и работа в университете. Но вдруг потянуло в школу, к детям, захотелось заняться педагогикой. И вот в начале 1980-х Л.Н. Воронина начала преподавать в медицинском училище.

«А потом меня уже приг лашали в школу не как химика, а как преподавателя этики, москвоведения», — вспоминает Людмила Николаевна. Она стала преподавать школьникам этику и психологию общения. Руководила школой-студией современного этикета и искусства общения для молодежи, разработала множество оригинальных программ обучения и воспитания по этике, культурологии и психологии общения. «Традиционного я не люблю, пытаюсь находить оригинальные, новые подходы во всем», — признается Людмила Николаевна.

Она уехала на Кавказ, где прожила около десяти лет. Занималась волонтерством, помогала в Совете ветеранов, руководила детским театром. В ней бурлили жизнеутверждающая сила, энергия и открытость к положительным изменениям.

Во время занятий она часто увлекала детей живописью и увлеклась вместе с ними настолько серьезно, что уже не смогла расстаться с кистью. Сейчас, когда набралось более 500 картин и прошли многочисленные престижные выставки, когда благотворное влияние ее работ подтвердили медики (это известное воздействие арттерапии), Людмила Николаевна по-прежнему вспоминает, как впервые рука стала выводить рисунки с необычным сочетанием цветов. Космос, человеческие портреты в виде свечей, фантастические сны.

Без определенного сюжета и формы, ее картины рождались под влиянием душевного состояния, и каждый раз они были неповторимы.

«Фантазию преподавать очень сложно. Учиться я стала для того, чтобы пойти преподавать изобразительное искусство детям, — говорит Людмила Николаевна и добавляет, — хотя я у детей все время учусь сама, и мне еще многое предстоит узнать, ведь дети — это неисчерпаемый источник познания. Я в восторге от их творчества, мне безумно нравится то, что они выдумывают и как они воплощают это».

А еще Людмила Николаевна исповедует добро и учит этому ребят. Она убеждена — детей можно увлечь добротой. Им нравится делать добро, и главное — им это очень нужно!

По ее словам, самая благодатная почва для взращивания в ребенке нравственности — это детский сад и начальная школа. Если с детьми не заниматься с самого младшего возраста, потом до них будет уже не достучаться:

вмешиваются улица, телевидение. Сама Л.Н. Воронина занимается с младшими школьниками волонтерством.

Они опекают пансионат пенсионеров и ветеранов, онкологический центр, детские дома. «От наших рисунков дети становятся такие счастливые, для них это лучше всяких сладостей, — улыбается Людмила Николаевна, — им нравятся абстракции, это ярко, сочно, оригинально».

Не жалуя традиционность, Л.Н. Воронина часто отходит от стандартного урока с его формализмом и серьезностью. Занятия превращаются в посиделки, а это значит — с душой, весело, легко и интересно.

Людмила Николаевна живет по принципу «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце» и мечтает об одном: проводить в школе уроки добра, так необходимые современному ребенку для того, чтобы стать благополучным человеком.

А благополучный человек для нее — это, прежде всего, нравственно успешный человек.

Свою жизненную цель она определяет так: учитель не принадлежит себе, все мысли, все слова и поступки не для себя, а для ученика, чтобы вложить в него знания. Вспоминаются мудрые слова педагога В.А. Сухомлинского: «Чтобы дать ребенку искорку знаний, воспитателю надо впитать целое море света».

В завершение Л.Н. Воронина советует тем, кто хочет связать свою жизнь с педагогикой, не ждать ничего плохого, думать о том, что будет радостного, светлого в этой профессии: «Нужно просто войти в эту воду. И обязательно на вашем пути встретится ребенок, который так осветит вашу жизнь, что вы забудете все плохое. И такой ребенок, поверьте, будет не один!».

М. Селиверстова__