Одно из ключевых направлений деятельности общественных пунктов охраны порядка (ОПОП) — профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля за их поведением в общественных местах.

Подробнее об этом мы беседовали с Н.М. Больших — председателем ОПОП № 112, расположенного по адресу: Варшавское ш., 152, корп. 1.

— Надежда Михайловна, какую работу по линии несовершеннолетних проводит ОПОП № 112?

— Мы очень тесно работаем в данном направлении со школой № 1178. Я часто бываю в школе, участвую в заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, посещаю заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Южное. Меня также приглашают выступить на родительских собраниях, круглых столах и конференциях, дежурить на школьных дискотеках, на другие мероприятия. Я часто провожу в школе беседы на темы вреда алкоголя, курения, наркомании, а также лекции на правовые темы: об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Обычно я занимаюсь с ребятами после окончания учебного процесса. Казалось бы, дети уже устали и стремятся домой. Но они, напротив, слушают с интересом, большинство учеников подходят после беседы и задают вопросы, которые боятся или стесняются задать учителям и родителям.

— Что же интересует школьников?

— Многие дети, особенно девочки, спрашивают, что делать, если к ним пристают на улице незнакомые люди. Просят совет, когда возникает конфликтная ситуация между девочками или мальчиками. Например, девочки часто конфликтуют из-за мальчиков, оскорбляют друг друга и даже дерутся! Они спрашивают у меня, как избежать конфликта, и что делать, если он произошел.

Дети также интересуются, как поступать, если их оскорбляют и обижают родители, не понимают педагоги.

— Надежда Михайловна, Вы быстро находите контакт с детьми? В жизни Вам часто приходилось с ними работать, особенно с теми, кого называют «трудными»?

— По образованию я юрист, знаю законы и имею большой опыт работы с детьми.

Я была работником детской комнаты милиции и оперуполномоченным по делам несовершеннолетних, а когда работала в уголовном розыске, часто раскрывала преступления, связанные с детьми. У меня много воспитанников, им сейчас уже по 40 лет, большинство стали хорошими людьми. Они часто приходят ко мне, мы общаемся, иногда меня приглашают стать крестной матерью их детям!

Мне очень нравится школа № 1178, взаимоотношения учителей и учеников, образовательный процесс. Там все ориентировано на то, чтобы дети получали знания! Школьники уже хорошо меня знают и всегда здороваются, ведь я четыре года тесно с ними работаю: выхожу по месту жительства детей, смотрю, как и в каких условиях они живут, с кем общаются. За оказанную помощь я дважды получала благодарственные письма.

— Надежда Михайловна, пожалуйста, приведите конкретный пример, какие конфликтные ситуации с несовершеннолетними приходится разрешать?

— У одного 17-летнего юноши из хорошей семьи возник конфликт с родителями, он стал часто уходить из дома, напиваться, бросил престижный вуз.

Родители обратились ко мне за помощью. Я стала беседовать с этим молодым человеком, правда, контакт нашла не сразу, он думал, что я буду учить и воспитывать его. А я попыталась найти с ним общий язык, понять, что его самого интересует, почему возник конфликт с родителями. В итоге он раскрылся, рассказал мне, что его поведение — это протест, родители давят на него, например, настаивают на том, чтобы он был дома не позже 21 часа. Он не хотел учиться, потому что профессию выбрал не он сам, а отец. Я проводила беседы с родителями, советовала, как им себя вести, говорила, что желание учиться у него появится, надо только подождать. Родители прислушались к моим словам, и совместными усилиями мальчик встал на путь исправления. Сейчас он с удовольствием учится в другом высшем учебном заведении, которое выбрал сам, и больше не пьет. Самое главное вовремя помочь подростку решить его трудную проблему, начать с ним разговаривать как со взрослым, тогда он сам будет действовать правильно, не причиняя вреда себе и страдания близким.

— С кем проще находить общий язык — с мальчиками или с девочками?

— Очень трудно поддаются воспитанию девочки, с мальчиками легче. Девочки более уязвимы, скрытны, иногда они хитрят, иногда боятся. А мальчишки более прямолинейны, открыты, в лоб говорят всю правду.

— А кто чаще попадает в Ваше поле зрения как нарушители — мальчики или девочки?

— Девочки. Сейчас наблюдается тенденция, что за распитие спиртных напитков чаще стали привлекаться девочки.

Алкогольные коктейли они начинают пробовать в 12–13 лет.

Часто родители сами не понимают всей серьезности проблемы, когда их ребенка задерживают за распитие алкогольной продукции. Иногда с родителями бывает сложнее, чем с детьми. Они заняты работой и плохо знают своего ребенка. Многие мамы и папы удивляются и думают, что мы наговариваем на их детей, когда видим их пьющими или курящими. Но с детьми надо работать, а не закрывать глаза на их поступки, чтобы потом они не совершили в пьяном виде преступления.

— Что бы Вы посоветовали родителям, которые замечают, что их ребенок пошел по наклонной? Какие меры нужно принять, чтобы предотвратить это?

— Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, здесь шаблонов не бывает. Одному достаточно уделить внимание и просто поговорить с ним, другому этого будет мало.

Иногда нужно найти взрослого человека, который пользуется авторитетом у ребенка и может повлиять на поведение подростка. Если появляется такая беда, как наркотики, то я советую обращаться к врачу-специалисту — наркологу, психологу. Не нужно этого бояться, сейчас много анонимных медицинских кабинетов и идет тенденция к развитию психологической службы. Одним бороться очень сложно. Главное — не быть безразличными к судьбе собственных детей!

Беседу вела М. Селиверстова__