В какой детский сад отдать ребенка, будет ли ему там хорошо, существуют ли особые детские сады — эти и другие подобные вопросы волнуют большинство родителей дошкольников. Как разобраться в многообразии дошкольных учреждений, ведь в Чертанове Южном их, например, 15. Чтобы узнать, чем живут детские сады района, мы посетили детский сад № 741, расположенный по адресу: Дорожная ул., 26, корп. 3, которым руководит заслуженный учитель России, председатель Совета заведующих дошкольными учреждениями района Чертаново Южное, депутат муниципального Собрания от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Н.А. СТРУНИЛИНА.

Беседу Нина Александровна всегда начинает с убедительных слов о значимости работы сотрудников детских садов: «Все начинается с детства. Детский сад — это первая, очень важная ступень в становлении личности ребенка, его физического развития. Ведь, как писал Макаренко, 90 процентов воспитания человека закладывается в возрасте до пяти лет. Очень многое зависит от того, какие ценности сформируются у ребенка в этом возрасте». В 2010 г. именно в Москве состоится Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста, участниками которой станут представители 190 стран. В 2007 г. в Париже в штабквартире ЮНЕСКО Москва и ЮНЕСКО подписали Меморандум о сотрудничестве, а также соглашение о совместном пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы». Его главная цель — обеспечить высокое качество образовательных услуг и программ для детей в возрасте до 6 лет.

«Эти документы, с одной стороны, свидетельствуют о той высокой оценке, которую дает мировое сообщество качеству дошкольного образования в Москве, той комплексной и во многом инновационной работе московской системы поддержки раннего развития детей, дошкольного воспитания и образования, которая создана именно в столице. Эта система взяла все лучшее у детских садов советского периода и при этом продолжает активно развиваться. С другой стороны, это признание ЮНЕСКО деятельности Правительства Москвы во главе с мэром Ю.М. Лужковым, направленной на всемерную помощь и поддержку дошкольных образовательных учреждений», — говорит Н.А. Струнилина.

Пилотный проект ЮНЕСКО был запущен в том числе и в 14 детских садах Южного административного округа столицы, два из которых — Центры развития ребенка№№ 26 и 2626 — находятся в районе Чертаново Южное. По словам Нины Александровны, в последние годы в системе дошкольного образования столицы произошли значительные изменения. «Уникальна та социальная поддержка, которую оказывают родителям дошкольников московские власти», — отметила Н.А. Струнилина. Действительно, за посещение ребенком детского сада родители платят сегодня всего 770 рублей в месяц, а если в сад ходят два ребенка, плата уменьшается на 25%, если три — еще на 25% и т. д.

Появилось много новых форм работы с детьми и их родителями: группы кратковременного пребывания, группы «Учусь плавать», адаптационные группы, группы воскресного дня и многие другие. Так, во многих детских садах открылись группы кратковременного пребывания — сюда на несколько часов в день на развивающие занятия для малышей приходят мамы с детьми от 1,5 до 3 лет. В частности, две такие группы работают в детском саду № 741.

В Центре развития ребенка № 2262 открылся Центр игровой поддержки, который посещают мамы с детьми от 3 месяцев до 1,5 лет. Здесь родителей учат играть с детьми, проводят для них школу материнства: мать учится петь ребенку песенки, разучивать с ним стихи. «Многие мамы не умеют этого делать, не знают, как сделать игры разнообразнее и интереснее», — говорит Нина Александровна.

На базе ГОУ ДОУ № 1855 работает структурное подразделение — семейный детский сад. Согласно постановлению Правительства Москвы такой детский сад организуется в семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Многодетные семьи заключают договор с детским садом и организуют воспитание и образование своих детей в собственной семье. Курирующий детский сад помогает методически — предоставляет литературу по теме и контролирует работу своего сотрудника — мамы-воспитателя. Кроме того, новому воспитателю — маме — выплачивается зарплата, оплачивается питание детей, и, что немаловажно, при этом у мамы-воспитателя идет рабочий стаж. Медицинскую, психологическую помощь дети также получают в курирующем детском саду.

Семейный детский сад закрывается, как только одному из трех детей исполняется семь лет и он идет в школу, или продолжает работать, если на освободившееся место принят ребенок из другой многодетной семьи или же рождается еще один ребенок. В большинстве детских садов работают программы подготовки к школе — дошкольники изучают азы грамоты, математики, знакомятся с окружающим миром, с ними проводятся занятия по развитию речи. «Очень важно, чтобы дошкольники учились учиться еще в детском саду. Ведь многим детям, которые готовились к школе дома, легко учиться в одиночестве, а воспринимать информацию от учителя, который дает урок всем детям одновременно, нелегко», — констатирует Н.А. Струнилина.

В Год равных возможностей в районе на базе двух детских садов работают лекотеки. В Центре развития ребенка № 26 открылось целых четыре структурных подразделения детского сада — лекотеки, куда родители приводят детей с серьезными заболеваниями: ДЦП, аутизмом, болезнью Дауна, задержкой психического развития, различными формами расстройства нервной системы, с которыми раньше ребенок не мог посещать дошкольное учреждение. Здесь дети проходят коррекцию психического и физического развития, с ними занимаются воспитатели, психологи, дефектологи, массажисты, инструкторы ЛФК, логопеды. Мама имеет возможность посещать занятия вместе с ребенком, получать квалифицированную помощь и поддержку.

Лекотека работает и на базе учебно-воспитательного комплекса № 1820. Открытие лекотеки планируется и на базе детского сада комбинированного вида № 741 — пока здесь ведутся подготовительные работы. Но уже сейчас в детском саду открыты три группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ребята занимаются лечебной физкультурой, посещают массажные процедуры, проводится и индивидуальная работа по коррекции нарушений опорнодвигательного аппарата. Здесь же коррекционную помощь оказывают высококвалифицированные специалисты — массажисты, инструктор ЛФК, логопед, психолог, дефектолог. В Центрах развития ребенка №№ 26 и 2626 и в других детских садах района открыты консультационные пункты для родителей, где прием ведут старшие воспитатели, психологи и другие специалисты. Сюда родители могут обратиться в определенные дни с любым вопросом обучения и воспитания ребенка и получить квалифицированные консультации. Многие детские сады района имеют приоритетное направление в развитии воспитанников.

Детские сады №№ 742, 835, 1855 работают с приоритетом физического развития, детские сады №№ 26, 748 — с приоритетом художественноэстетического развития. Дошкольные образовательные учреждения №№ 973, 2262, 2372 — детские сады комбинированного вида с группами для детей с нарушением речи. Учебно-воспитательный комплекс детский сад–школа № 1820 — уникальное образовательное учреждение для детей с нарушениями речи. «Годами складывалось предвзятое отношение к профессии воспитателя как некой «нянечки», которая должна только следить за детьми, пока родители на работе, вовремя сажать их на горшок и укладывать спать. Между тем, это давно уже не так. Сейчас в детские сады приходит очень много новых увлеченных и профессиональных сотрудников. Например, в нашем учреждении 85 процентов воспитателей — специалисты с высшим педагогическим дошкольным образованием. В современном детском саду ребенок не только играет в песочнице, он получает целый комплекс образовательных услуг и, кроме того, умение общаться со сверстниками, взаимодействовать в коллективе, проходит процесс социализации», — говорит Н.А. Струнилина.

Почти на 80% поменялся состав руководителей дошкольных учреждений района. Пришли молодые люди, открытые всему новому, но при этом использующие положительный опыт предыдущих поколений педагогов. По словам Нины Александровны, многие руководители садов — отличники народного просвещения, есть среди них и заслуженные учителя России. О высоком уровне детских садов района свидетельствует и тот факт, что они являются победителями серьезных профессиональных конкурсов. Так, детский сад № 741 победил в конкурсе «Детский сад года» в 2007 г., в 2008 г. победу в конкурсе «Детский сад будущего» одержал Центр развития ребенка № 26, детские сады №№ 741 и 1820 на протяжении трех лет становятся победителями фестиваля «Надежда» среди садов компенсирующего и комбинированного вида.

Многие дошкольные учреждения ведут научную работу, результатом чего являются публикации в профессиональных журналах, издание сборников статей по педагогике. Многие дошкольные учреждения — №№ 26, 741, 2262, УВК № 1820 — являются окружными и городскими экспериментальными площадками по внедрению образовательных программ.

Подводя итог нашей беседе, Н.А. Струнилина сказала: «Следующий год будет в Москве Годом учителя. Система дошкольного образования выстояла, пережила трудные 90-е годы, и теперь ситуация меняется к лучшему. Открываются новые детские сады, уже существующие активно развиваются, не боясь экспериментов. Зарплата воспитателей стала достойной. Очень важно, что в Правительстве Москвы, в команде мэра столицы Ю.М. Лужкова, понимают значимость дошкольного образования, поддерживают его и способствуют поднятию его на качественно новый уровень».

Подготовила Н. Первова