РАБОТА НА МЕСТАХ
 

 

В этом году российская избирательная система и избирательная система города Москвы отмечают свое 15-летие.
О работе территориальной и участковых избирательных комиссий в Москве рассказывает председатель территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное Юрий Сергеевич Кравец:

— Современная избирательная система сложилась в результате преобразований представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации в 1993 году, которые начались с принятия всенародным голосованием 12 декабря новой Конституции РФ и проведения в этот же день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, выборов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а в городе Москве — выборов депутатов Московской городской Думы первого созыва. Тогда подготовка и проведение выборов в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления осуществлялись на основании указов Президента Российской Федерации и в соответствии с положениями о выборах.
После проведения этих выборов целый ряд нормативных документов нашел свое отражение и дальнейшее развитие в принятом в октябре 1994 года Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В этом законе отдельная глава отведена системе избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов в Российской Федерации, их правовому статусу, порядку формирования и полномочиям. Как новое и постоянно действующее звено системы избирательных комиссий Федеральный закон определил избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Последующие редакции Федерального закона добавляли и конкретизировали нормы, относящиеся к правовому статусу членов избирательных комиссий и полномочиям самих комиссий.
За прошедшие 15 лет в Москве приняты необходимые законы о выборах, а затем и Избирательный кодекс города Москвы, сложилась система избирательных комиссий, накопился опыт проведения избирательных кампаний различного вида и уровня, совершенствовалось избирательное законодательство, нарабатывались методы и процедуры организации и проведения выборов.
Подготовку и проведение выборов в органы государственной власти в городе Москве наряду с Московской городской избирательной комиссией осуществляет 121 территориальная избирательная комиссия, где работают на общественных началах 1179 членов комиссий с правом решающего голоса. Для проведения выборов депутатов Московской городской Думы формируется 15 окружных избирательных комиссий, в состав каждой из которых входят 14 человек. Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляют избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований. Полномочия этих комиссий возложены на сформированные территориальные избирательные комиссии.
Самое массовое звено, осуществляющее непосредственно проведение голосования и определяющее волеизъявление избирателей, — это участковые избирательные комиссии. В участковых избирательных комиссиях в целом по России работает более 1 млн. человек, только в Москве свыше 3200 участковых комиссий, в которых работают 41 тыс. членов комиссий.
Именно в участковых комиссиях в первую очередь решается подавляющее большинство практических вопросов организационного, материально-технического обеспечения, ведется непосредственная работа по обеспечению голосования и подведению его итогов. Во многом от работы членов участковой комиссии зависит оценка выборов. В нашем районе давно работают в составах участковых комиссий Л.С. Проконичева, Е.К. Захарова, И.В. Копытова.
Однако анализ статистических сведений по Москве показывает, что при увеличении числа сформированных участковых комиссий число назначенных членов комиссий снижается. Так, в 2003 году в среднем в составах УИК работали 13 человек, в 2004 году — 11 человек, в 2005, 2007 и 2008 годах — 12 человек, что свидетельствует о нежелании граждан работать в составах участковых комиссий.
Причины этого могут быть различные:
• высокая степень нагрузки как накануне дня голосования, так и в день голосования — 15–20 часов непрерывной работы;
• 77% участковых комиссий сформированы на участках, где число избирателей свыше 2 тыс. человек, а в большинстве из них количество избирателей на участке приближается к 3 тыс. избирателей;
• незначительная в условиях города Москвы оплата труда членов участковых избирательных комиссий;
• но самое главное, на мой взгляд, это постоянное подозрение членов комиссий в возможной фальсификации, угрозы уголовным, административным наказаниями и призывы к ужесточению мер ответственности членов комиссий. Об этом мы постоянно читаем в российской и региональной прессе.
Все это не прибавляет мотивации для работы граждан в составах участковых избирательных комиссий.
Пора уже ориентировать избирательное законодательство на организаторов выборов, а не «совершенствовать» его в угоду меняющимся политическим процессам. Необходимо предусмотреть гарантии деятельности для членов избирательных комиссий, такие как сохранение заработка по основному месту работы, страхование от несчастных случаев. Ведь не секрет, что на выборах в адрес членов комиссий поступают угрозы, а некоторые кандидаты ведут себя не совсем адекватно.
Я занимаюсь подготовкой и проведением выборов в течение 15 лет, работал на выборах различного уровня, и скажу, что помимо решения задачи обеспечения самого избирательного процесса необходимо решать множество организационных и хозяйственных вопросов, в числе которых выделение и телефонизация помещений для работы комиссий, оборудование избирательных участков и мест голосования, изготовление избирательной документации, бюллетеней, плакатов и т. п. Все эти вопросы решаются при непосредственном участии исполнительной власти, которая призвана оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Большую помощь избирательным комиссиям нашего района оказывают глава управы В.И. Ярцев, руководитель муниципалитета Е.В. Хабаров.