СЛОВО ПОБЕДИТЕЛЮ


 

СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ

 

 

Став взрослым, человек часто забывает, каково быть ребенком. В школе на дом в большом объеме задают различные задания, а ведь хочется погулять, встретиться с друзьями, отправиться на стадион, да мало ли интересного есть вокруг.
Именно поэтому дополнительное образование — особая сфера профессиональной деятельности. Здесь аргумент «учиться, учиться и еще раз учиться», чтобы быть образованным и независимым, не действует — ребенок не станет заниматься в свободное от учебы время тем, что ему совершенно не интересно.
Конкурс «Педагог-внешкольник года», который с 1992 г. проводится в рамках московского конкурса «Учитель года», проходит сначала на уровне столичных округов, а затем на городском уровне. Конкурс проводится по нескольким номинациям, в числе которых и художественно-эстетическое направление. В этой номинации выступала представительница района Чертаново Южное Зоя Тихомирова — преподаватель вокала из ДЮЦ «Покровский». Именно она заняла 1-е место на городском конкурсе и теперь будет представлять Москву на всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. На этом конкурсе несколько лет назад 3-е место занял директор ДЮЦ «Покровский» Н.Н. Чуев. Год назад победительницей городского конкурса в сфере дополнительного образования стала педагог-организатор «Покровского» Е.Б. Бродецкая.
По словам Н.Н. Чуева, для участия в конкурсе нужно не просто разработать и подготовить программу, но прежде всего нужно показать себя профессионалом и человеком с большой буквы, как бы громко это ни звучало.
Когда знакомишься ближе с жизнью Детско-юношеского центра, понимаешь, что преемственность лучших традиций существует здесь на всех уровнях. Молодежь перенимает у старшего поколения любовь к своему делу и творческий подход к преподаванию, а опытные педагоги не отстают от молодежи в плане жизненной активности и открытости новому.
В ДЮЦ «Покровский» мы встретились с Зоей Тихомировой и попросили рассказать о себе, о своей работе.
— Как давно Вы работаете в Центре, каков возраст Ваших воспитанников?
— Стаж моей работы в ДЮЦ — пять лет. Сейчас я веду и групповые и индивидуальные занятия. В хоре у меня занимаются первоклассники 7–9 лет.
Нашей студии недавно исполнилось пять лет, нас собрала и объединила руководитель студии Наталья Николаевна Михеева — замечательный и очень опытный педагог. В Центр я пришла как концертмейстер, ведь в дипломе об окончании музыкального училища у меня указано «преподаватель фортепиано и концертмейстер». Но я всегда тяготела к дирижерской деятельности и, работая в ДЮЦ, многому училась у своего руководителя. Со временем я стала заниматься с младшими школьниками.
— Какой институт Вы закончили?
— Я училась на музыкальном факультете Московского государственного открытого педагогического университета. Еще в музыкальном училище я хотела заниматься хором. Сейчас я работаю как концертмейстер, как преподаватель фортепиано и веду занятия младшего хора. Мне кажется, все эти специальности взаимно дополняют и обогащают друг друга.
— В каком возрасте Вы увлеклись музыкой?
— Еще в раннем детстве бабушка пересказывала мне либретто опер, и я очень отчетливо представляла себе эти захватывающие сюжеты. А в 7-летнем возрасте я сама пришла на прослушивание в музыкальную школу, меня приняли на фортепианное отделение, и я объявила маме, что буду ходить «на музыку». Моя первая учительница по специальности, Лидия Михайловна, оказала на меня большое влияние, хотя занималась я очень неровно: те произведения, которые мне нравились, я выучивала достаточно быстро, а вот этюды и гаммы не любила.
— А как Вы сейчас, когда сами стали преподавателем, мотивируете детям необходимость занятий?
— К каждому можно найти подход. Мне хочется, чтобы все у них получалось. Кому-то привожу в пример другого учащегося, кому-то напоминаю, что я стараюсь, чтобы он был хорошим учеником. До сих пор помню, как мне было стыдно, когда мной был не доволен педагог, как я стремилась заниматься лучше.
— А Вы сами сейчас музицируете?
— Конечно, играю не только для своих учеников, но и для себя. А вот музыку стараюсь слушать только на концертах — не воспринимаю записи. В моей жизни и так очень много музыки, от нее устаешь: идешь домой, а у тебя в голове детская песенка крутится.
— То есть преподавателю музыки нужна тишина...
— В жизни каждого человека должно быть какое-то разнообразие. Учитель должен уметь абстрагироваться, если будешь думать только об учениках, то сам остановишься в развитии. Чтобы научить ребенка, ты спускаешься на его уровень: прежде чем заиграть сонатину, ребенок должен освоить «Жили у бабуси два веселых гуся». С другой стороны, это не так-то просто. Например, сейчас мы ставим с ребятами сказку, я все время что-то придумываю для них. Когда я работаю с детьми во время репетиции, и удается добиться положительного результата, это дает колоссальный заряд положительной энергии!
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих воспитанниках.
— Я учу их уже два года, и могу сказать, что каждый из них — индивидуальность и интересная личность. Они у меня самые лучшие, очень отзывчивые. В хоре поют и девочки, и мальчики, которых мы учим защищать девочек, помогать им. На концертах мальчики всегда подают девочкам руку, чтобы помочь им спуститься с верхней ступеньки хоровой подставки.
— Как Вы решили участвовать в конкурсе?
— Вообще-то я не уверенный в себе человек, отношусь к себе достаточно критично, все время стараюсь узнать что-то новое, сделать свое дело как можно лучше. Поэтому мою кандидатуру на участие в конкурсе выдвинули коллеги.
Конкурс этот очень интересный, творческий. В первой его части необходимо провести урок с незнакомыми и неподготовленными детьми, сделать так, чтобы они раскрылись, захотели заниматься.
Вторая часть конкурса не менее сложная. Необходимо продемонстрировать жюри так называемую визитную карточку педагога, когда преподаватель за 10 минут должен изложить свое творческое кредо, показать, насколько он увлечен своим делом, и убедить членов комиссии в своих способностях как педагога. Это защита своей учебной программы, своих авторских методов преподавания.
— Вам, как преподавателю вокала, пришлось заниматься с абсолютно неподготовленными детьми или у них все-таки были голосовые данные?
— Урок называется «Введение в программу» — надо было показать, чем ты занимаешься, чтобы дети захотели тоже научиться этому. На самом деле музыкальные способности и слух есть практически у всех детей. Его можно развить методом тренировок. Слух хорошо развивается, гораздо сложнее дело обстоит с ритмикой. Да и голосом, пусть и не очень красивым и сильным, человек может научиться владеть. В хоре способности ребенка развиваются.
— Но занятия в хоре коллективные...
— Дети поют не только хором, но и по цепочке: каждый поет по фразе, по куплету, мы слушаем каждого.
— Вам предстоит участвовать во всероссийском конкурсе...
— Придерживаюсь мнения, что раз что-то дается в жизни, надо приложить все усилия, чтобы делать свое дело успешно. Конечно, я очень волнуюсь. Но говорят, на конкурсе можно встретить много интересных людей, ярких личностей, талантливых педагогов из глубинки. За время проведения конкурса все успевают познакомиться, подружиться и продолжают потом общаться, обмениваться опытом, делиться новыми методиками преподавания.

Н. Первова
Фото автора
 

 
 

 

       Рейтинг@Mail.ru