РАСШИРЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Местному самоуправлению в Москве более десяти лет, однако немногие жители знают, чем занимаются избранные ими депутаты, какими полномочиями наделены муниципалитеты. Вместе с тем без развития самоуправления на местах невозможно укрепление демократической системы и эффективное управление обществом.

 


Около пяти лет назад в каждом районе столицы были сформированы муниципалитеты. От управ им были переданы рабочие вопросы: охрана прав детей, опека, попечительство, работа призывных комиссий. Тогда многие критиковали городские власти за узкий перечень полномочий, имеющихся у муниципалитетов. В начале 2007 г. вступил в силу Закон города Москвы № 53 о наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований отдельными полномочиями. Уже более полугода муниципалитеты отвечают за организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.
В круг обязанностей городским законом дополнительно внесены вопросы рассмотрения жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты своих прав, содействие осуществлению государственного экологического мониторинга. Введены нормы о согласовании органами местного самоуправления вносимых управой района предложений в префектуру административного округа по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах, по предоставлению земельных участков для стоянок автотранспорта, по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети. Определен перечень вопросов местного значения по внесению предложений в уполномоченные органы исполнительной власти города.
В начале текущего года муниципалитетам передано в безвозмездное пользование 824 нежилых помещения общей площадью 183,9 тыс. кв. метров, 2600 внутридворовых спортивных площадок с оборудованием общей стоимостью 992 млн. рублей.
Бюджетом города Москвы выделены субвенции местным бюджетам на осуществление переданных полномочий в объеме 1 524 932 тыс. рублей. В числе расходных обязательств муниципалитетов в этом направлении — организация и проведение спортивных и досуговых мероприятий, содержание спортивных площадок, помещений муниципальных досуговых учреждений и т. п.
При оформлении и передаче имущества в безвозмездное пользование муниципалитетов префектурами и управами районов проведена полная инвентаризация помещений и спортивных площадок, уточнены их адреса и площади. Таким образом, обеспечена преемственность в организации досуговой и спортивной работы по месту жительства. Муниципалитеты в этой работе получают помощь и поддержку со стороны управ районов, соответствующих структур префектур административных округов.
Под руководством Правительства Москвы территориальные органы исполнительной власти города активно проводят обучение кадров муниципалитетов, организуют мероприятия для депутатов муниципальных Собраний внутригородских муниципальных образований по обмену опытом. На территории каждого района действуют Координационные советы, в которые входят руководители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Активную помощь муниципалитетам оказывает Совет Ассоциации представителей муниципальных образований — структура, выполняющая роль координирующего органа. Регулярно проводится конкурс «Лучший муниципальный служащий». Намечены планы по созданию единой базы данных о направлениях работы с детьми, с помощью которой каждый житель сможет найти на специальном сайте информацию об интересующем его кружке или секции.
Ожидается, что в перспективе местному самоуправлению будут переданы полномочия государственных органов власти, которые они смогут выполнять без ущерба для интересов населения, не нарушая систему многоотраслевого городского хозяйства, и при наличии у них для этого соответствующей финансовой и материально-технической базы.
Например, муниципалитеты могут заниматься проведением благоустройства на прилегающих к домам территориях, отвечать за сохранность детских площадок и т.д. Однако городские власти резонно полагают, что вопросы жилищно-коммунального хозяйства должны остаться в ведении управ.
Вместе с тем в Департаменте территориальных органов исполнительной власти отмечают неудовлетворительное состояние материально-технической базы местного самоуправления, довольно остро ощущается нехватка площадей. На состоявшемся в конце июня заседании Правительства Москвы шел нелицеприятный разговор относительно этих и других вопросов. Был принят ряд решений, даны поручения префектам до конца года исправить положение, изыскать необходимые финансовые ресурсы. О проделанной в этом направлении работе префекты будут докладывать на заседании Правительства Москвы в декабре.
Справка
На сегодняшний день в Москве создано 125 внутригородских муниципальных образований на территории 123 районов города Москвы. Они не входят в систему органов государственной власти, это полностью самостоятельные структуры, каждая из которых может принять любое управленческое решение.
Муниципальное образование имеет свой бюджет. Депутаты выборного органа местного самоуправления (муниципальное Собрание) избираются на муниципальных выборах один раз в четыре года и решают местные вопросы путем принятия нормативных актов. Муниципалитет выполняет функции исполнительно-распорядительного органа, имея в своем распоряжении финансовые средства. Высшим должностным лицом внутригородского муниципального образования является его руководитель. В соответствии с Уставами муниципальных образований он избирается из состава муниципальных депутатов и ответственен за деятельность муниципального Собрания. Ответственность за исполнение переданных государственных полномочий лежит на руководителе муниципалитета.
 


Подготовил А. Ржаной