РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

В России сегодня насчитывается около 800 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что, по оценкам специалистов, превышает число детей, оставшихся сиротами после Великой Отечественной войны. Социальные службы и общественные организации ищут пути выхода из сложившейся ситуации, но большинство из них соглашается с тем, что приоритетной формой воспитания детей является воспитание в семье.
Известно, что какими бы хорошими ни были условия в детском доме, для ребенка нет ничего лучше проживания в семье. Именно здесь раскрываются индивидуальные особенности, таланты каждого ребенка, появляется чувство ответственности за себя и своих близких.
Социологические опросы свидетельствует, что молодые люди, воспитывавшиеся в детских домах и школах-интернатах, совершенно не готовы к жизни с ее повседневными заботами и трудностями, не умеют строить отношения с людьми вне группы, к которой они привыкли.

сли вы хотите, чтобы ваша семья стала родной для  одинокого ребенка, чтобы в ней он нашел опору, заботу и любовь, стоит задуматься о возможности взять на воспитание ребенка из детского дома. Прежде всего нужно решить, малыша какого возраста и пола вы готовы воспитывать. На воспитание можно брать детей любого возраста до 18 лет. Специалисты органов опеки и попечительства советуют рассмотреть и возможность воспитания в семье подростка. Конечно, подростки требуют особого внимания воспитателей, но им особенно необходим опыт общения в семье, способствующий их социализации. Очень важно, чтобы подросток увидел модель нормальной семьи, сделал для себя определенные выводы, которые в дальнейшем помогут ему построить собственную семью.

Тем, кто решил взять на воспитание ребенка, важно осознать, насколько серьезно это решение. Ведь, как говорят специалисты органа опеки и попечительства муниципалитета Чертаново Южное, следует помнить о том, что, принимая ребенка в семью и получая возможность реализовать свой родительские чувства, вы прежде всего помогаете маленькому человеку. Не так давно появилась новая форма устройства детей в семью — патронатное воспитание, при котором ребенок, нуждающийся в государственной защите, воспитывается в семье, но права и обязанности по защите его законных интересов разграничиваются между органами опеки и попечительства муниципалитета, уполномоченной службой по патронатному воспитанию, созданной на базе детского дома, и патронатными воспитателями.
Уполномоченные службы по патронатному воспитанию детей существуют далеко не в каждом детском доме и доме ребенка. В ЮАО службы по патронатному воспитанию, заключившие договора со всеми шестнадцатью муниципалитетами округа, были созданы на базе школы-интерната № 72 расположенного в Нагорном районе, и детского дома № 71 в Орехове-Борисове Южном.
Чтобы взять ребенка на патронатное воспитание из любого другого детского дома, также нужно обратиться в вышеназванные уполномоченные службы.

Для того чтобы стать патронатным воспитателем, необходимо получить заключение органов опеки и попечительства муниципалитета по месту жительства о вашей возможности быть патронатными воспитателями. Специалисты органов опеки и попечительства советуют, не теряя времени, начать сбор документов с получения справки из ОВД и медицинской справки — этот процесс занимает наиболее длительное время.

После получения заключения специалисты органов опеки и попечительства предоставляют потенциальным патронатным воспитателям информацию регионального банка данных, в который внесены все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в городе Москве, и патронатные воспитатели начинают общаться со своим будущим воспитанником. Но основной принцип работы уполномоченной службы состоит в том, что подбирается именно семья, подходящая для ребенка, а не ребенок для семьи.

Поэтому, как рассказала сотрудник детского дома № 71 Л.С. Шевелева, будущих патронатных воспитателей специалисты уполномоченной службы направляют на обучение в «Родительскую школу» Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», психологи которого определяют тип их личности, изучают их совместимость с тем ребенком, которого они хотели бы взять на воспитание. Также будущие патронатные воспитатели, не имеющие опыта воспитания детей, проходят курс психологических тренингов родительских навыков.
Очень важно, что специалисты уполномоченной службы детского дома постоянно общаются с патронатными воспитателями, и между ними складываются доверительные отношения, ведь будущим патронатным воспитателям необходима психологическая поддержка, помощь в осознании возможных трудностей и путей их преодоления.

Конечно, патронатным воспитателям, как и любым другим родителям, приходится сталкиваться с рядом проблем. Патронатные воспитатели, уже взяв ребенка в семью, могут продолжать заниматься в «Родительской школе», получать консультации у психологов и социальных педагогов. Ведь в этой ситуации главной задачей становится сохранение пополнившейся ячейки общества. К сожалению, в практике уполномоченных служб бывали случаи, когда воспитатель приглашал ребенка в гости, но, столкнувшись с трудностями воспитания, оставлял идею взять ребенка надолго. По словам Л.С. Шевелевой, большего успеха добиваются люди, имеющие опыт воспитания детей: «Но при желании можно преодолеть все трудности. Ведь для хороших родителей главные слова — любовь и терпение».
Психолог детского дома, работая с ребенком, в то же время прогнозирует его развитие, чтобы затем дать соответствующие рекомендации будущим патронатным воспитателям. Кроме того, ребенок находится и под постоянным контролем врачей, которые дают патронатным воспитателям подробные советы по организации режима дня и питания ребенка, использованию лекарств. Кстати, известно, что дети, страдающие хроническими заболеваниями, живя в патронатной семье, благодаря заботе и ласке постепенно начинают чувствовать себя лучше.

Существует несколько форм патронатного воспитания. Устройство детей на выходные и праздничные дни, каникулярное время целесообразно в случаях, когда ребенок не уверен, что хочет жить в семье патронатных воспитателей. При благоприятных обстоятельствах в дальнейшем желательно устройство воспитанника в эту же семью на длительный срок — до совершеннолетия. В этом случае дети часто воспринимают патронатных воспитателей как родителей.

Основной юридической вехой в отношениях между детским домом, патронатным воспитателем и ребенком становится заключение контракта. Патронатный воспитатель становится сотрудником уполномоченной организации — детского дома и получает зарплату в размере 3,5 минимальных окладов — на сегодняшний день эта сумма составляет 3850 рублей. При этом патронатному воспитателю выделяется пособие на питание, одежду, игрушки, мебель и другие необходимые для ребенка вещи.

Система патронатного воспитания выгодно отличается от других форм семейного устройства тем, что в уполномоченной организации создаются специфические условия для адаптации ребенка в новой семье. С ребенком и патронатными воспитателями постоянно работают психолог, социальный педагог, которые на ранней стадии выявляют проблемы ребенка и воспитателей, помогают в их решении.

То обстоятельство, что детский дом оказывает воспитателям всестороннюю помощь, позволяет устраивать в семьи даже тех детей, которых либо нельзя усыновить по закону — это дети без установленного судом юридического статуса, либо которых усыновляют неохотно — подростки, братья и сестры, которых нельзя разлучать, дети с психологическими особенностями, не совсем здоровые дети.

Специалисты уполномоченных служб по патронатному воспитанию помогают тем, кто берет ребенка в семью, воспитывать его с меньшими психологическими трудностями — и для самого малыша, и для взрослых. Система патронатного воспитания дает возможность осуществить свои мечты и взрослым, и детям, ведь каждый человек на земле хочет знать, что есть люди, которые думают и заботятся о нем.

Адрес детского дома № 71: Гурьевский пр-д, 27, корп. 3, телефоны: 398-40-11, 397-19-73.

Адрес школы-интерната № 72: Нахимовский просп., 4А, 
телефон: 113-46-81, 
113-07-54, 113-07-33.


Н. Первова

 

 
 

       Рейтинг@Mail.ru