Как работать с подростками, которые постоянно пропускают занятия в школе, нарушают общественный порядок, употребляют алкоголь и наркотики, какую помощь можно оказать им и их родителям? Эти и другие вопросы обсуждали участники посвященного этим проблемам расширенного заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) района Чертаново Южное с участием социальных педагогов школ. В состоявшемся 18 марта заседании также приняли участие сотрудники психологических служб округа и социальный педагог межрайонного Центра «Дети улиц».

Участники встречи говорили о том, что с каждым таким «неблагополучным» подростком, а также с его семьей нужно работать индивидуально.

Выступившая на заседании председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Южное И.Ю. Зуева отметила, что из-за систематического уклонения от учебы на учете в КДНиЗП сейчас состоит 13 несовершеннолетних. Подростки пропускают занятия в школе из-за бродяжничества, напряженных отношений с одноклассниками, педагогами, родителями, испытывая чувство одиночества и ненужности дома, или их родители уклоняются от выполнения своих обязанностей и т. д.

Участники встречи высказали мнение, что своевременное выявление причин прогулов — это терпеливая, настойчивая работа с так называемыми «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный подход, не допустить их отторжения от школы, устранить причины конфликтов с одноклассниками. Эта работа является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективного правового воспитания учащихся. И.Ю. Зуева подчеркнула, что как только классный руководитель замечает, что ребенок систематически пропускает занятия, следует немедленно провести беседу с родителями, а ребенка направить на индивидуальную консультацию с педагогомпсихологом — таким детям необходима также комплексная диагностика личности, чтобы верно выстроить коррекционную работу с ними и их семьями. Кроме того, необходимо посетить такую семью совместно КДНиЗП и ОДН ОВД района, чтобы проверить, в каких условиях живет ребенок, и узнать, чем ему можно помочь.

Как было отмечено на заседании, социальные педагоги и психологи школ проводят со всеми учениками индивидуальную профилактическую работу, направленную на уменьшение общей вероятности пропусков уроков. Во второй половине дня в школах ведется индивидуальная работа с учениками, испытывающими затруднения в освоении учебных программ, ликвидация пробелов в их знаниях.

Как отметила И.Ю. Зуева, одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующих повышению у подростков интереса к посещению школы — организация их досуга, занятия спортом, в кружках, художественным творчеством. Она также подчеркнула, что необходимо консолидировать усилия всех служб — специалистов КДНиЗП, инспекторов ОДН УВД, органов опеки и попечительства, специалистовпсихологов, родительской общественности — в работе с «трудными» подростками, направлять их на консультации в Центр психологопедагогической помощи «Взаимодействие».

О работе подростками «группы риска», которая ведется в Центре «Взаимодействие», рассказала психолог В.Ю. Гончарова. По ее словам, в Чертановском отделении Центра работают 17 специалистов различных профилей — нейропсихологии, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды и учителядефектологи, которые ведут прием детей в возрасте от 3 до 18 лет. Специалисты Центра помогают решить такие проблемы, как нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, трудности в обучении, несформированность высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), обучают навыкам бесконфликтного уверенного поведения, помогают в профессиональном самоопределении и преодолении страхов, овладении навыками саморегуляции. Некоторые подростки включены в волонтерское движение — они пропагандируют отказ от вредных привычек. Центр может помочь и родителям — повысить их родительскую компетентность, раскрывая тем самым их родительский потенциал, помогая найти выход в сложной ситуации. С этой целью в Центре открыт субботний родительский клуб «Семья», работает лекторий и проводятся тренинги для родителей. В сложных ситуациях, когда ребенок отказывается посещать занятия, психологи Центра оказывают родителям консультацию, объясняя, как мотивировать ребенка к учебе. О том, как помочь детям научиться достигать успеха, и о том, как это влияет на учебно-воспитательный процесс, рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 629 Д.А. Бочкарева, а о психологических особенностях недисциплинированности подростков — психолог МУ ДЦ «Чертаново Южное» А.С. Огнева.

В завершение заседания участники приняли решение объединить усилия для помощи в социализации трудных подростков, которым для нормальной жизни необходима помощь взрослых.

Телефоны служб, где семьи могут получить поддержку в сложной жизненной ситуации:

• комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — 381-68-64;

• отделение психолого-педагогической помощи семье и детям ЦСО — 389-32-44, 389-32-00;

• Центр психолого-педагогической помощи семье и детям Южного округа — 8-499-613-06-05, 8-499-611-61-00;

• отделение по делам несовершеннолетних ОВД по району Чертаново Южное — 386-34-89.

• Центр «Взаимодействие» — 311-85-18, телефон доверия — 8-499-613-80-12.__