ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
 

Начало работе в России комиссии по делам несовершеннолетних было положено декретом Советской власти от 17 января 1918 г., который определил политику государства, направленную на социальное воспитание детей и подростков, на применение к ним мер воспитательного и принудительного характера.

Статья 2 декрета «О комиссиях по делам несовершеннолетних» гласила, что «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению комиссией по делам несовершеннолетних».
В компетенцию первых комиссий также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидации беспризорности, созданию специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей.
Вновь созданные комиссии по делам несовершеннолетних в то время находились в ведении Наркомата общественного призрения и состояли из представителей трех ведомств: Наркомата общественного призрения (будущая социальная служба), прокуратуры и юстиции. Кроме того, в комиссию обязательно включался врач.
Комиссии по делам несовершеннолетних начала 1920-х гг. рассматривали все уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние решением комиссии освобождались от уголовной ответственности и в основном направлялись в одно из так называемых «убежищ» Наркомата общественного призрения сообразно характеру деяния. Комиссии по делам несовершеннолетних занимались организацией социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.
В июле 1920 г. Советской властью была утверждена первая инструкция о работе комиссий по делам несовершеннолетних, которая ликвидировала право комиссий рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних и передавала их в ведение органов юстиции. Основная задача комиссий была определена как оказание медико-психологической, педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. Вместе с тем окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам комиссии материалы уголовного дела, и решение принималось коллегиально.
Заседания комиссий были публичными, с присутствием прессы, однако в отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность.
Но реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах, ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления, а бороться с ними у комиссий не было средств.
В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними», утвержденный постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.
В отличие от декрета 17 января 1918 г. новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия по делам несовершеннолетних установила невозможность применения к ним медико-педагогических мер.
В начале 1930-х гг. во время репрессий была усилена карательная функция комиссий по делам несовершеннолетних. Борьба с преступностью несовершеннолетних использовалась как способ выявления «врагов народа», например среди родителей подростков, совершивших те или иные правонарушения. Был снижен возраст уголовной ответственности несовершеннолетних с 14 до 12 лет. Как последней инстанции комиссиям было дано право приговаривать подростков к высшей мере наказания.
В 1935 г. Постановлением ВКПб комиссии по делам несовершеннолетних как органы по защите прав детей были ликвидированы, как отмечалось в постановлении, — для повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей за совершенные детьми преступления. Функции комиссии, как и у взрослых, подменили «чрезвычайные тройки».
Вновь комиссии по делам несовершеннолетних возродились лишь в период «хрущевской оттепели» — 1956–1958 гг. (в разных Республиках СССР). Комиссиям была возвращена роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений в том же виде, как и в начале 1920-х гг.
Первый закон о комиссиях по делам несовершеннолетних был утвержден в 1967 г. — Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» впервые определил субъекты системы профилактики и возложил на комиссию координирующую роль в этой работе и функцию по защите прав детей..

.