В школы все активнее внедряются информационные технологии, модернизируется система обучения, меняются стандарты образования.

Школы становятся более современными, а также более открытыми для родителей.

Образование не должно отставать от других сфер жизни, считает директор школы № 629, руководитель внутригородского муниципального образования Чертаново Южное Александр Илларионович Паньков, с которым беседовал наш корреспондент.

— Александр Илларионович, учебный год в самом разгаре. Что нового появилось в Вашей школе за это время?

— Этот учебный год принес нам много нового. Так, одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены... Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса.

С введением новых стандартов родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.

— Случайно возле школы услышал разговор двух родителей. Речь шла об элективных курсах...

— Это еще один новый элемент учебного плана.

Элективные курсы, которые организованы помимо различных кружков и секций и дополняют содержание профиля, могут касаться любой тематики — как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее, тем самым удовлетворяя разнообразные познавательные интересы школьников. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Особо хочу отметить, что курсы являются абсолютно бесплатными для наших учащихся, а это означает, что родителям не надо тратиться на многочисленных репетиров перед поступлением ребенка в высшее учебное заведение.

— Как же ребенку не потеряться и не запутаться в таких объемах информации?

— А это еще одна важная задача новых образовательных стандартов — формирование у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации.

Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном итоге — научить учиться.

Передовые технологии осваивают и самые младшие наши воспитанники. Новые макинтоши теперь стоят на парте каждого первоклассника. Однако это отнюдь не означает, что мы хотим отучить ребенка от общения с обычной книгой. Компьютерную грамотность дети осваивают постепенно, начиная с 5–7 минут в день.

Также идет постепенное обновление технической базы кабинетов технологии, во многих классах установлены и активно используются интерактивные доски и многое другое.

— Как известно, с сентября в Москве начала действовать новая система финансирования школ. Как это отразилось на оплате труда педагогов?

— Зарплаты учителей не снизились. Вся зарплата теперь состоит из двух частей:

базовой и стимулирующей. В формировании последней главную роль играют критерии оценки качества работы педагога: ответственность к выполнению функциональных обязанностей, пунктуальность, умение использовать информационные технологии в своей работе и другое. Следят за уровнем преподавания каждого отдельного учителя две комиссии — внутренняя и внешняя. Специалисты оценивают по нескольким критериям успеваемость ребят, внеклассную работу педагога и даже умение находить контакт с родителями.

— Тем более, что использование информационных технологий позволяет педагогам и родителям взаимодействовать более эффективно...

— Да, мы поэтапно вводим систему электронных журналов, которые помогают родителям контролировать успеваемость ребенка в режиме онлайн. На странице учителя можно получать домашнее задание, делать пометки. Родители заходят на страничку, чтобы посмотреть электронный дневник школьника, также они могут написать директору, классному руководителю, учителям электронные письма со своими вопросами, просьбами, пожеланиями. Так, с помощью компьютерных технологий образовательная система становится открытой и прозрачной, а родители все более вовлечены в школьную жизнь и могут влиять на образовательный процесс.

Беседу вел Д. Дунько Фото автора