История с продолжением

 

Вдали, на высоком крутом берегу реки, разбросано несколько крестьянских дворов, на повороте дороги, ведущей в село, возвышается купол небольшой деревянной церкви. Вокруг раскинулись зеленые луга. Такой вид открывался в середине XVII в. путешественнику, проезжавшему по Серпуховской дороге, на небольшое в то время село и храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Городне.

В былые времена реку называли по-разному: и Огороденкой, и Городенкой, и Городянкой, и сухой Городенкой, и, наконец, Городней. Река и дала первоначальное название селу — Городня, а с XVII в. после возведения в селе храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы укоренилось другое название — село Покровское на Городне. Первое известное упоминание о церкви в селе Покровском, «“Городня тож” Московской округи, Ратуева стана Пехрянской десятины», относится к 1627–1628 гг. Церковь была тогда «... деревяна клецки, строение монастырское». Село в то время считалось вотчиной московского Новоспасского монастыря. В 20-х гг. XVII в. в селе находился монастырский скотный двор, при котором жил старец-монах, присматривавший за хозяйством. Рядом стояли два двора монастырских детинцев (слуг без прав) и восемь дворов бобылей (служителей без своих наделов), которые вели монастырское хозяйство. Крестьянских дворов было всего девять. Земли в селе использовались под покосы.

Шли годы, село разрасталось. К переписи населения 1704 г. в селе стояло уже 40 дворов со 143 жителями. Каменный храм на месте к тому времени обветшавшего деревянного был возведен в Покровском между 1704 и 1722 гг., так как по книгам Первой ревизии 1722 г. он уже числился каменным. Небольшой одноглавый храм из белого камня с примыкавшей к нему шатровой колокольней с одним ярусом звона был построен в традициях так называемого «московского барокко». По указу 1761 г. после передачи основной части монастырских земель в государственную собственность село Покровское также было передано в удельное ведомство. За монастырем оставили часть покосов и подмонастырские пруды с рыбной ловлей на речке Городенке. По мере увеличения населения село росло, занимая к середине XIX в. земли по правому берегу реки в районе современной Дорожной улицы. Прихожанами сельского храма были и жители окрестных деревень и усадеб: сельца Бирюлева с барским домом князей Оболенских, удельной деревни Котляково (ныне территория Котляковского кладбища), сельца Красного с усадьбой князей Урусовых, в котором был барский дом с парком и каскадом прудов. Сейчас на этом месте расположена улица Красного Маяка.

Приход Покровскогохрама постепенно возрастал: к 90-м гг. XIX в. в селе Покровском было 93 двора. Селились и по другую сторону реки. Ближе к Бирюлеву в середине XIX в. выросла деревенька Покровские выселки, где открылось земское училище. Но среди ближайших сел, имевших церковь, Покровское было едва ли не самым крупным. Здесь крестили младенцев, венчались, хоронили на приходском кладбище, которое было расположено у излучины оврага. По воспоминаниям старожилов, семейные могилы на кладбище были без оград с общим деревянным крестом, между могилами росли деревья. На самом мысу над рекой хоронили младенцев. Последние захоронения, по свидетельству очевидцев, относятся к 30-м гг. XX в. Теперь о том месте, где находилось приходское кладбище, напоминают лишь несколько сохранившихся белокаменных надгробий XVIII в. да разросшаяся сирень.

Храм был средоточием жизни всех окрестных деревень и сел, и прихожане трогательно заботились о нем, ремонтировали, обновляли иконостас и настенную роспись, отливали колокола. Так, в 1830 г. на колокольню подняли новый большой колокол с надписью: «Вылит колокол в Москве на заводе Самгина 1830 года декабря 25. Куплен сей колокол при священнике Алексее Иванове и старосте церковном Михаиле Антонове. Весу 40 пудов 13 фунтов». Решив расширить храм и надстроить колокольню, 12 мая 1894 г. крестьяне села Покровского собрались на сельский сход. В архивных документах того времени сохранилась запись: «Быть сего числа на полном сельском сходе... где выслуша предложение на пожертвование для постройки храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». Все мужское население поставило свои подписи о посильном сборе одной тысячи рублей. Присоединились к пожертвованию на расширение храма и жители Покровских выселок, сельца Красного, Котлякова и Бирюлево. Все они не только пожертвовали деньги на расширение храма и надстройку колокольни, но и помогали строить, возя на своих подводах кирпич, песок, цемент и воду. Храм расширили, а колокольню перестраивали несколько раз, и, в конце концов, на двухъярусной колокольне разместилось шесть колоколов.

Одной из важных сторон жизни храма и прихода являлось духовное воспитание и обучение детей. В конце 1908 г. на церковной земле у околицы села открыли трехлетнюю церковно-приходскую школу. Большая часть средств на строительство школы была собрана местными жителями. И опять крестьяне не только пожертвовали деньги, но и работали на ее строительстве. Закон Божий в школе преподавали священники и дьяконы Покровской церкви. К началу XX в. село Покровское выросло до 150 дворов. Около дворов раскинулись фруктовые сады, крестьяне выращивали овощи и квасили капусту на продажу в Москву.

Были в селе и свои ремесленники: сапожники, корзинщики, плотники. Село было электрифицировано, имелись трактиры, лавки. Красивая местность вокруг села привлекала немало дачников. На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14 по н.ст.) октября в село Покровское стекался народ со всего прихода. Из села Конькова и других ближайших сел съезжались на службу батюшки. На Мурашевой горе устанавливали карусели, и после праздничного богослужения начиналось народное гулянье.

Продолжение следует.

Н. Первова

В статье использованы материалы книги «Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в городе Москве